Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

Галина Кириченко: барды все разные

1 декабря 2011 года, 12:11
Фото: Черемушки.ру
Рубрика: Культура.

Сотрудник ДК «Энергетик» Галина Кириченко вместе с руководителем абаканского клуба авторской песни «Прямой эфир» рассказали газете «Хакасия» о бардах и бардовском движении в республике.

 

Юрий Визбор, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий... Их легендарные имена объединяет одно общее понятие — бард. Слово это обозначает певца или поэта и происходит от кельтского bardos — петь, провозглашать. Людям из этой когорты недостаточно просто работы, просто семьи, просто любви. В силу то ли склада характера, то ли заложенного Богом дара рано или поздно они начинают петь. А чтобы “не пропасть поодиночке”, барды объединяются в клубы. Такие люди есть везде, и Хакасия, богатая на таланты, не исключение. Юбилей — 15 лет со дня образования — отмечает нынешней осенью абаканский клуб авторской песни “Прямой эфир”. Мы встретились с руководителем “Прямого эфира” Игорем Марильтуевым и поющей гостьей из Черемушек Галиной Кириченко.

Игорь: Лет 15 назад авторская песня у нас в республике, да и в стране, оказалась несколько подзабытой, на первый план вышел активно развивающийся шоу-бизнес. И вот тогда Татьяна Изместьева, журналист республиканского радио, пришла к директору центра культуры “Победа” Светлане Решетниковой и попросила разрешения организовать здесь клуб авторской песни. 10 июля 1996 года мы собрались на первое заседание.

Если копнуть поглубже, история авторского движения в Хакасии начинается еще в 1980-е годы. Но как раз в “лихие” 90-е мы решили вернуть голос авторской песне. Хотя в то время в Саянах прошел уже пятый бардовский фестиваль, о нем почему-то мало кто знал в Абакане, и не так много горожан там бывало...

На первых заседаниях нас было трое: я, Татьяна Изместьева и Ирина Бут-Гусаим — поющие. Еще двое приходили послушать песни под гитару, в том числе сотрудник “Победы” Николай Анципович. Дали объявление в газету: “Каждую среду с шести до восьми вечера...” Затем собиралось гораздо больше людей, причем разных возрастов. Происходило интересное общение. А к октябрю состав клуба расширился настолько, что мы созрели к первому концерту из десяти поющих. В декабре прошел второй.

— Что это за порода такая — барды?

Галина: Я менее всего склонна обобщать, делать вывод, что барды — это особые люди, и им свойственны такие-такие признаки... Все разные. И изнутри движения видно, насколько именно разные. Есть продолжатели “генерального” классического направления, есть очень интересные, своеобразные исполнители, в том числе молодые. Есть авторы, и они тоже разные. Есть ансамбли, но это явление непостоянное: иногда прямо на фестивале объединятся, с блеском выдадут номер и опять разбегутся. В свое время у нас в Саяногорске был популярен квартет “Исток”...

Игорь: Словом, барды — это просто люди, которые пишут песни и стихи.

— В чем проявляет себя бардовское движение?

Галина: Бывает, что представление о городе формируется из того, какие люди из него приезжают на фестивали бардовской песни. Вот Енисейск — очень музыкальная школа с точки зрения дуэтов, ансамбля. Назарово — там целая диаспора бардовская! Они, может быть, за счет количества больше берут, активно включают в свои ряды новое поколение. Их на каждом фестивале человек по 20 — 30, и все поют — плохо ли, хорошо, другой вопрос.

А проявляет себя бардовское движение в первую очередь концертами. И, конечно, фестивалями. На таких мероприятиях можно получить представление о том, чем живет авторская песня сегодня.

— А уровень поэзии?

— Он тоже неравнозначен. Совершенно фантастическая поэзия у Юрия Лореса (Москва). Может, и пристрастно, но я считаю, в современной лирической поэзии это один из самых сильных образцов. Стихи авторы создают не только песенные — всякие. Например, и мы, и вы (газета “Хакасия”) можем гордиться таким замечательным автором, как Александра Пряткина...

Игорь: Один из лучших авторов Хакасии также Елена Игнатова. Она раньше жила на Урале, теперь — наша.

— Насколько за эти годы вам удалось пополнить ряды любителей авторской песни?

— В Абакане нынче уже три таких клуба. Один — наш. Недавно создана бард-студия “Соло” при Дворце молодежи. Третье — творческое объединение “Сонет”, которое возглавляет Елена Игнатова. Нас всех объединяет именно авторская песня. Может, мы идем разными путями, но к одной цели — популяризации авторской песни.

— Все-таки интересно, как люди становятся бардами? И почему?.. Нужно ведь и на хлеб зарабатывать...

— Я работаю на мебельной фабрике “Два капитана”. Авторской песней занимаюсь больше 20 лет, хотя гитару взял в руки еще лет 30 назад, будучи студентом. Все зависит от того, как у человека душа расположена. Например, Елена Игнатова гитару освоила в 27 лет, и у нее сразу и стихи, и песни пошли. Себя же я считаю неважным поэтом. Беру стихи Сергея Есенина, Василия Федорова, в последнее время — Николая Гумилева, Андрея Белянина — и пою. Говорят, неплохо... У нас Надя Герман сейчас где-то рядом с Шушенским живет. Вот она — поэт... А музыкального образования большинство бардов не имеют, практически все — самоучки.

— А вы, Галина, как к песне пришли?

— Я ее с колыбели слушала, мне просто некуда было деваться. Мои родители включены в бардовское движение, они и привили мне любовь к этому жанру. Где-то в 1995 —  1997 годах, точно не скажу, первый раз выступила с песней на стихи Инны Кабыш (мелодия была моя) на фестивале в Саянах. Поняла, что я больше никогда не буду этим заниматься, и “исчезла” лет на пять. Какое-то время писала песни, а потом заняла нишу ведущей бардовских фестивалей.

— Барду, наверное, тяжело существовать отдельно от своих “сородичей” по творчеству?

Игорь: Большинство поэтов все же пишут в одиночестве...

Галина: А чтобы это находило свой выход, выплеск — придумали фестивали! И концерты.

 

Автор: Ольга КАРАЯНИДИ

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.