«Любовь и печаль по России». Спектакль, прошедший в Черемушках, обретает новых поклонников
Выложенная ВКонтакте, в группе события, видеозапись спектакля понемногу обрастает не только отзывами простых зрителей, но и рецензиями знатоков авторской песни и (коль скоро речь о спектакле) – ее сценического воплощения.
Одним из таких рецензентов выступила Татьяна Алексеева, чьи отзывы о событиях авторской песни отличаются глубиной и выразительностью.
«Не прошло и года, как я, наконец, посмотрела ваш спектакль. Простите, что с такой паузой, но быстрее не вышло. Помимо физического времени важно еще и внимание. Вот и выбирала день, когда голова не идет кругом и не вскипает от кучи проблем одновременно, и можно внимательно и с удовольствием посмотреть.
Спасибо! Мне понравился ваш спектакль. С большой любовью, проникновенно и тонко он сделан. Пока смотрела, сквозная мысль была – от начала и до конца: «наше главное сокровище – люди». Это не я сказала и автора уже не вспомню. Но при том, как хороши сами песни и многие из прочитанных стихов, все равно любуешься больше всего исполнителями и создателями этого действа – вами, вашей искренностью и воодушевлением. Все-таки основная тема – любовь и печаль по России, память о боли, пережитой столькими поколениями – каждым на свой лад. А на исполнителей смотришь и думаешь: «раз такие люди в ней есть, значит, и страна жива».
Можно, конечно, фантазировать на тему: чего бы еще добавить-дополнить, хотя спектакль уже состоялся. Мне, наверное, не хватило чуть-чуть контраста – в виде каких-то иронических, гротесковых песен и образов. Весь спектакль – на такой цельной лирической волне, которая прекрасна… Но есть и «другая Россия». А полнота трагизма – именно из сочетания света и тени, самоотверженной любви и безалаберности, жестокого равнодушия (об этом ведь тоже песни есть, можно найти), героев и комических персонажей.
Это я уже к слову говорю. А само действо у вас получилось целостным, тонким, эмоциональным. Прекрасная и выразительная сценография – при минимуме возможностей. Это тоже впечатляет. Вы все очень большие молодцы, и я рада за зрителей в зале…»
А вот письмо Галине Кириченко, участнице и организатору проекта, от Ирины Клявиной (автора музыки одной из песен спектакля):
"Здравствуйте, Галя, я бы даже сказала, Галина Викторовна!
Вот, наконец, набравшись духу, посмотрела видеоматериал Вашего, на мой взгляд,
глубокого и замечательного поэтического спектакля!
Потряс огромный материал, использованный в работе. Глубокий, вдумчиво выстроенный.
Поразило то, как, оказывается, можно было объединить Галича, Цветаеву, Окуджаву, Ященко, Митяева и других (много мне, к сожалению, не знакомого).
Очень интересное цветовое и стилистическое решение спектакля: Красные/Белые сквозной линией...
До самого конца волновалась, какой финал?! Как не уронить набранную высоту... И когда случилась "Молитва", я просто от счастья выдохнула!
Какие вы молодцы! Я не говорю о той огромнейшей репетиционной и организационной работе, это такая махина, которую свернуть не всякому под силу, я говорю об эмоциональной нагрузке, которую удалось вынести! Не думаю, что все было просто в подготовке, и срывы эмоциональные были наверняка, и, наверно, раздражение и усталость друг от друга... Но то, что получилось на выходе...
Как умудрились собрать такую команду, а что еще более всего поразило, - МУЖЧИН?! За последнее время для меня это самое большое хорошее потрясение в этом отношении .
Полагаю в этом огромная заслуга Виктора Кириченко?
Это только первое впечатление, я себе этот материал положила в архив! Поеду в отпуск на родину, приведу мысли и сознание в порядок и тогда обязательно посмотрю еще и еще...
Полагаю, как у любой высокой работы, там откроются много глубоких пластов (о которых, как правило, авторы не подозревают). Ваш папа похож на Окуджаву)))
P.S. Может быть, мне показалось, но я услышала «Свечу» с моей мелодией?..».
Ну а вслед за мэтрами из Москвы свой отзыв о спектакле написала наша землячка, молодая журналистка Екатерина Степаненко.
Красно-белый катарсис, или Песня об окаянных днях
На вопрос «Что такое история?» великий классик мировой литературы Виктор Гюго отвечал, что это «отголосок прошлого в будущем; отсвет, который отбрасывается будущим на прошлое». Потомки каждый раз сталкиваются с выбором, принять эти отголоски или, невзирая на примеры наших прадедов, создавать свою историю…
Что удивительно! Начиная распутывать ее узелки, люди осознают, что крепко-накрепко переплетаются между собою разные судьбы народа, живущего в то или иное время…
Оно часто жестоко к своим детям, и оттого они сами могут быть жестоки друг к другу. Остаться человеком в самое чудовищную эпоху - то, о чем каждый из нас должен мечтать и молиться. Именно эту мысль донесли до нас участники бард-спектакля «Времена не выбирают» из цикла «Уроки истории», прошедшего в Черемушках.
Проект подготовлен по инициативе семьи Кириченко, замысел воплощен энтузиастами саяногорского клуба авторской песни и творческой группой Дворца культуры «Энергетик». Игорь Марильтуев и Александра Пряткина, Виктор и Галина Кириченко, Ирина и Дмитрий Цымбаловы, Мария Осинкина, Владимир Усачев, Андрей Карпекин, Алексей Коновницын, Валентина Царева на два месяца забыли о свободном времени, собственных делах и подарили жителям и гостям города ко Дню рождения Саяногорска спектакль, который посвящен истории России первой четверти XX века.
Модные литературные течения Серебряного века: акмеизм, футуризм, символизм. Прогрессивные поэты той эпохи: Николай Гумилев, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Расцвет литературы, искусства… И Октябрьская революция, которая грянула в 1917 году. Завершилась Революция, расстрел Николая Гумилева - пришел конец Серебряному веку. Суровый урок преподнесла жизнь…
Перед глазами - череда образов, калейдоскоп чувств… Я жила, любила, плакала вместе с участниками спектакля… И вопросы! Много их возникло. С твердой решимостью как можно больше узнать о проекте, проскользнула за кулисы. Заведующая досуговым отделом ДК «Энергетик», идейный вдохновитель и организатор действа Галина КИРИЧЕНКО с воодушевлением рассказала про совместное детище.
- Как появилась идея спектакля?
- Сначала появилась тема. И даже она обрела определенность очертаний далеко не сразу. В конце апреля небольшая группа саяногорских бардов помогала абаканскому клубу «Прямой эфир» сделать лирический концерт «Времена года» на сцене ГЦК «Победа». На выходе у нас получился довольно симпатичный, хотя и без претензий на особые смысловые открытия, годовой круг. Весна-лето-осень-зима-снова весна. В том числе, прозвучала и историческая тема – поскольку трудно, плавно скользя по календарю, миновать такие «негладкие» даты, как 9 мая и 22 июня.
И это стало отправной точкой движения мысли. А не сделать ли более масштабный цикл? Взять не год, а век – конкретно, двадцатый век? Очень смело, конечно. Даже дерзко. Когда папа впервые озвучил такой замысел, я только покачала головой: а мы потянем? Ведь у нас в Саяногорске и клуб невелик, и давно ничего серьезного не творилось, и вообще некий кризис назрел. Финансирование фестивалей съежилось до минимума, разве что былая слава осталась. А захочешь прислушаться – чем и как там дышит отечественная авторская песня в наши дни? – изволь ехать за полтыщи верст, не ближе.
Куда уж мы ехали, да с кем обсуждали возможность воплощения замысла – это отдельная история. Но пришли, наконец, к необходимости разделить столь масштабную тему на несколько отдельных «уроков истории». И первым из них сделать этот, затрагивающий события первой четверти ХХ века. А дальше пришлось искать форму.
- Не концерт, не фестиваль, а спектакль? В связи с чем определяющей формой стал именно он?
- Форма бард-спектакля для Саяногорска не новая и не чужая. Одиннадцать лет назад на сцене ДК «Энергетик» уже был такой опыт – музыкальный спектакль «Когда мы вернемся…», посвященный судьбам Юрия Визбора и Ады Якушевой. Большинство участников нового проекта – Виктор Кириченко, Алексей Коновницын, Дмитрий Цымбалов, Владимир Усачев, Андрей Карпекин – до сих пор помнят эту свою трудную, но интересную работу. Помнят и гордятся ею. И, как оказалось, отнюдь не прочь снова взяться за большое общее дело.
К проекту приложила руку и Валентина Царева: режиссер неординарный, фокусирующий взгляд на проблеме изнутри. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе, и, как уверяет сама, «именно это дало ей возможность заняться личным творчеством и присоединиться к проекту. Административная работа в прошлом, в настоящем только личная свобода, новые идеи, а, значит, неограниченный простор для личностного роста, духовного саморазвития и реализации собственного видения».
Из личных наблюдений.
- В чем преимущества спектакля перед концертом?
- В цельности сюжета. В единстве действия на сцене. В непрерывности мысли. В неуклонности развития и воплощения художественного образа. В силе впечатления, которое может получить зритель.
Почему тогда у нас так редко бывают спектакли? А потому что это – очень трудная задача. Требующая огромных усилий и от драматурга, и от постановщиков, и от каждого участника, и от группы технической поддержки. Здесь не удастся в одиночку примчаться, выйти на сцену, сорвать аплодисменты и уйти в гримерку, не интересуясь дальнейшим развитием событий. Это – командная работа. Один человек не пришел репетировать – пусть даже по самой понятной и уважительной причине! – остальным становится многократно труднее. Но зато, осилив весь долгий путь от замысла к премьере, участники обретают многое: новые песни, новые стихи, новые мысли. А еще – самих себя, друг друга и зрителя.
- Почему решено было затронуть именно эту тему?
- Мы все – дети двадцатого века. Если мы не разберемся с этим своим прошлым, не распутаем узлов, не исцелим ран, если мы не сумеем простить и принять, художественно осмыслить и лично пережить – оно так и будет нас мучить. И недостаточно заменить старый государственный праздник на новый, сменить цвет флага или текст патриотической речевки. Наше прошлое (как и настоящее, наверное!) - мучительное, непростое, проблемное. И в то же время – не исчерканное одною лишь черною краской и не заслуживающее одного лишь только забвения и осуждения. К тому же былое имеет свойство повторяться вновь - в новых лицах и формах. Чтобы с ним, обновившимся, справиться – нужно узнать в лицо. И суметь говорить на его языке.
Образы, проживание участниками каждой эпизода, каждой сцены – все было так глубоко отражено, что временами казалось, будто всю душу забрали, оставив одну кожу, одно время…. «Время – кожа, а не платье» - слова из заглавной песни проекта, которую исполнил самобытный, сложившийся несколько лет назад творческий дуэт Игоря Марильтуева и Александры Пряткиной,
- С какими сложностями столкнулись во время работы над проектом?
С организационными. С техническими. С транспортными. С творческими. С вокальными. И с инструментальными тоже. С финансовыми. С информационными. С воспитательно-педагогическими – а как вы хотели? Трое малых детей за кулисами! (В спектакле участвовали три молодые мамы: Мария Осинкина, Александра Пряткина, Ирина Цымбалова с грудными детьми).
Всяких сложностей хватало. Не надо забывать, что проект-то – любительский! Без помощи ДК «Энергетик» мы бы просто никуда не уплыли. Сцена для репетиций, работа организаторов и технической группы поддержки (свет, микрофоны, декорации) – если бы пришлось решать все эти вопросы по-деловому (то есть за деньги!), замысел не дошел бы до зрителя. Ибо стоимость билетов оказалась бы запредельной. К счастью, в нашем городе еще есть вопросы, решающиеся полюбовно. Так, ДХШ «Колорит» пустила бардов в одну из своих аудиторий для спевок, а затем выручила сценическим реквизитом. А Елена Стеценко, преподаватель вокала ЧШИ согласилась проконсультировать участников по самым сложным моментам исполнения общих песен. Спасибо всем, кто пришел на помощь.
Последняя неделя подготовки, вскрыла еще одну, самую главную сложность. Мы, инициаторы и участники, уже были уверены: проект получится. Чувствовали, что результат окажется достоин наших усилий. Но до последнего дня, до последнего часа не знали – соберется ли зритель на премьеру? Найдется ли собеседник - тот, с кем вместе можно говорить, делиться, размышлять и искать ответы на трудные вопросы истории? Собеседники нашлись. Значит, это нужно. Значит, имеет смысл двигаться дальше в этом направлении.
…На самом деле - это было здорово! Ребята большие молодцы. Очень рада, что со многими знакома лично. Так замечательно, что есть люди, не подверженные моде и гламуру. Они не стесняются быть трогательными и человечными. Они монохромным языком рассказали нам про большой период истории Российской, да так талантливо у них это вышло... до мурашек, до комка в горле, до навернувшихся слёз.
Из дневника интернет-пользователя.
- Чему может научить спектакль современное поколение?
- Хотя название цикла – «Уроки истории», мы вряд ли собираемся кого-то чему-то учить. Навязывать готовые представления, давать готовые ответы, внедрять стандартизованные (и в очередной раз переписанные!) учебники… Кого и чему они могут научить, особенно насильно?!
Тот, кто сам хочет разобраться, – имеет шанс задуматься, прислушаться, заинтересоваться. Осознать свое личное отношение к событиям и людям ушедшей эпохи. Ведь только личное отношение и может сподвигнуть человека на какой-то новый шаг. История только тогда становится живой, когда ее чувствуют – как живую. Не как список дат, не как «ту или не ту теорию». А как узел спутавшихся судеб живых людей. Таких же, как мы, только живших сто лет назад.
Эти люди стояли перед выбором. Гражданская война неминуемо делит людей на “своих” и “чужих”. Своеобразная баррикада пролегла и в понимании, и в объяснении причин, ее характера и хода. День ото дня мы все более понимаем, что только объективный взгляд на это событие с обеих сторон даст возможность приблизиться к исторической правде. Но в то время, когда гражданская война была не историей, а реальностью, на нее смотрели иначе. Сейчас-то мы уже пришли к пониманию того, что это событие подразумевает собой братоубийственную кровавую борьбу. И красно-белое – это ключевой образ, проходящий сквозь сцены спектакля. Он мелькает в белой скатерти с красной полосой. Играет в белых вазах с красными цветами. Сквозит в белых платках с красными крестами. Потом обрушивается полотнищами, принуждая каждого к выбору. К жизни, расколовшейся на красное и белое. И вот он - затянувшийся узел нашей истории…
Из личных наблюдений.
- Актуальны ли такие проекты в нынешнее время?
- Бог весть. Если считать актуальным только то, что дает деньги и собирает стадионы, – то нет, не актуальны. И не будут, насколько я могу себе представить ближайшее будущее. Если же «актуальный» – значит «нужный»… то, безусловно, да. Пусть не для всех подряд, а для горстки неравнодушных. И пока это нужно и важно для таких людей, как зрители, пришедшие в зал на премьеру, – мы не устанем искать пути и способы для воплощения новых «Уроков истории».
P.S. Создатели спектакля получили приглашение от своих коллег по цеху из республиканской столицы: в наступающем году бард-спектакль «Времена не выбирают» пройдет и в абаканском ГЦК «Победа». Дата уточняется.
Комментариев нет
Отправить комментарий