Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

Сани на синем льду. Самолеты в синем небе

30 января 2013 года, 12:26
Владимир Кроповинский (слева) и Сергей Курочкин
Рубрика: Спорт.

…Дверь открылась, вкусно пахнуло деревом и железом, и надо мной закружились самолеты самых разных форм и размеров. На столе, заваленном инструментом, расположился корпус кораблика с нацарапанной надписью «Максимка» на борту, а с одного из стеллажей на меня серьезно так напирал катер (или какое-то другое суденышко, я от избытка впечатлений и обилия антуража толком и не разобрала). Короче, на моем месте любой нормальный мальчишка в тот же миг очумел бы от счастья. И это райское место – не что иное как кружок авиа-, судо- и автомоделирования, где преподают такие замечательные дяденьки, что слов нет.

Чудо автомодельной мысли для сибирской зимы

ХОЗЯЕВА этого царства инженерной мысли и умелых рук, Сергей Курочкин и Владимир Кроповинский, болеют моделизмом не один десяток лет. Сергей Георгиевич сам рассказывал, как в 1967-68-м, еще мальчишкой, ездил из Кызыла, где жил прежде, в Хакасию на соревнования автомоделистов по классу аэросаней. Сейчас он кандидат в мастера спорта и член Федерации модельно-технического спорта по республике. Его коллега Владимир Семенович – вообще легенда: он стал мастером спорта СССР, не говоря уже о множестве чемпионских титулов всех мастей.

И вот эти самые товарища с порога, лучась ребячьим азартом, начинают показывать мне всякие интересности и рассказывают, рассказывают… Посреди беседы Сергей Георгиевич как заправский фокусник достает из черного чемоданчика, оклеенного всевозможными «этикетками» (как потом выяснится -  логотипами соревнований, где ему и его ученикам приходилось участвовать. Количество и география внушает уважение, я вам доложу) – короче, из  этого самого чемоданчика он достает точную копию аэросаней образца 1941-1942 года, которые участвовали в Финской кампании и во время Великой Отечественной «воевали» на северах. Хотя, конечно, ничего этого я не знала (мне с удовольствием поведали) – просто была поражена филигранной тонкостью деталек: и окна-дверцы-люки открываются, и фонарик-фара горит, и приборная доска воспроизведена, и даже крошечные сиденья обиты искусственной кожей (все это мне смело дают потрогать). А если учесть, что эта моделька и скорость развивает вполне приличную (в классе копий скорости под 170 км/ч), то… вы меня понимаете, в общем.

- В прошлом году, - поясняет Сергей Курочкин, - Сургут выиграл по России с результатом 167 километров  час, это на сегодня наивысший результат  по копиям (то есть моделям, которые в точности копируют реальные машины – А.П.). Но там важнее другое. Чтобы горели фары, работал сигнал, открывались все дверцы и самое основное – была соблюдена копийность: на стенд приносят модель, сидят судьи с линейками, со штангенциркулями, измеряют ее со всех сторон, следят, соблюден ли масштаб. За каждую открывающуюся дверцу или горящий сигнал набавляют по очку.

В этом году нас приглашает Красноярск: после долгого перерыва с приходом новых моделистов, вдохновившись нашим примером, они решили проводить соревнования и у себя - потому что ребятам это интересно.

Как пояснил Сергей Георгиевич, аэросани как объект автомоделизма были выбраны им не случайно: во-первых, при наших морозных и ветреных зимах ни авиа- ни судомоделизмом особо не позанимаешься, а терять по полгода и больше из-за погодных условий не хочется. Так что аэросани для сибирской зимы – то, что доктор прописал.

А во-вторых, в образовании – тем более в дополнительном – обеспечение все мы знаем какое. А чтобы выйти на уровень российских соревнований по летнему автомодельному спорту, оснащение должно быть куда круче, да и места побольше (это, разумеется, не в упрек первой школе, там помогли кружковцам чем могли).

- Вот в Тюмени, например, - говорит Сергей Курочкин, - стоит одна автомодельная лаборатория, вторая, два руководителя и станок токарный с программным управлением, они могут многое себе позволить.

У нас таких возможностей нет, и я решил по автомоделированию взять именно аэросани. РусГидро, правда, обещает помочь еще и с радиомодельным направлением, вот тогда мы будем гонять – и летом, и зимой – там колеса с шипами, хоть откуда выбираются.

Авиаскорости для «земных» моделей

ПОКА же остается совершенствоваться в выбранной аэросанной области. В частности, плотнее работать со скоростными моделями: здесь рекорд по России 237 километров в час, но и среди созданий Курочкина и его подопечных есть аэросани, уже набиравшие 230.

- Видите двигатель у Владимира Семеновича в построечке? Мы сейчас работаем над тем, чтобы двигатель  этот помог нам поднять скорость до 240 километров в час, - скромненько делится планами Сергей Георгиевич. (Если учесть, что Кроповинский специализируется на авиамоделизме, надо полагать, эти аэросани и впрямь скоро будут летать. Практически в прямом смысле.)

- Я сам скоростник, – говорит Владимир Семенович, - и хоть всю жизнь занимаюсь авиамоделями, но сейчас, например, хочу их нюансы внести в эту автомодель, сделать ее поэргономичнее. Мы часто работаем вместе, это, знаете, такой мозговой штурм получается.

Результаты такого сотворчества сказываются. В первый же год, когда Курочкин стал вести автомодельный кружок, занимающийся у него 11-классник, выпускник первой школы Никита Азяев, стал кандидатом в мастера спорта, выполнив норматив (Кроповинский – тот вообще подготовил двух мастеров спорта, 12 кандидатов в мастера спорта и несколько разрядников).

Хотя, признается Сергей Курочкин, последние республиканские соревнования по классу аэросаней в этом году не принесли юным черемушкинцам ни победы, ни удовлетворения.

Как следует подготовиться к соревнованиям, участие в которых принимало шесть команд, в том числе и из Красноярского края, не получилось по вполне объективным, хоть и прозаическим причинам: время сыграло против наших юных спортсменов. Из-за переезда (раньше кружки находились в «Чебурашке», сейчас они ютятся в небольшой мастерской, как мы уже сказали, первой школы) было потеряно больше месяца, в результате занятия начались не в сентябре, а в конце октября. И в процессе работы то и дело обнаруживалось, что какой-то инструмент или деталь осталась на прежнем месте.

Плюс и ребятишки пришли новые – тех, кто занимается хотя бы второй год, не было. Дети старались усиленными темпами войти в суть дела. Но времени на тренировки не осталось: если в прошлом году на лед спорткомплекса аэросани выгоняли раз по пять, то нынче – ни разу.

- Нам есть над чем работать, - замечает Курочкин. - Я ребят настраиваю, чтоб не раскисали: только вперед и с песней! Если мы хотим хорошо выступить на России 15 февраля (13-го уже отъезд в Омск), надо сделать, как говорится, работу над ошибками и тренироваться, тренироваться, тренироваться. Если в лидеры мы и не выбьемся, то серединка точно наша, это для ребят-первогодок будет отличный результат.

Вообще все с чего-то начинали. Соревнования в моем детстве и нынешние отличаются со страшной силой. Ну сравните: тогда скорости были 60-70 километров  в час, сейчас 230-237 – не предел…

По натянутой корде

КОГДА от аэросаней мы понемногу переходим к авиамоделям (под потолком «летают» вполне внушительные экземпляры, в том числе копийный самолет 1:12), в мастерскую заходит первый кружковец. («Мы тут немножко заняты, но ты ж самостоятельный парень, да ведь?» - говорит Сергей курочки мальчишке, который, сухо кивнув и тем самым подтвердив свою самостоятельность, и впрямь начинает что-то деловито мастерить).

Я же тем временем из разговора с руководителями кружка узнаю, что типов авиамоделей существует великое множество. Есть, например, кордовые, радиоуправляемые и свободно летающие. Кордовые летают на тонкой и прочной стальной нити-корде (из которой, кстати, делают швейные иголки). Такие модели не могут выполнить «бочку», «песочные часы», «петлю» и прочие фигуры высшего пилотажа, для них кроме технического совершенства важнее скорость.

Свободно летающие, например, в свою очередь тоже делятся на три вида: планерные, резиномоторные и таймерные.

- Вот смотрите: планерные, - говорит Владимир Семенович и, как драгоценность из шкатулки, достает из длинного потертого ящика огромные, похожие на стрекозиные, крылья. – Оцените размах! Эта модель выступала на этапе Кубка мира, но вошла в штопор, сильно ударилась. Сейчас ремонтируется.

Самолеты типа «летающее крыло» соревнуются по два, участники стоят в кругу. На эти модели зацепляются ленточки, и самолеты на скорости 120-150 км/ч стремятся друг у друга отрубить ленточку винтом или, увеличивая скорость, – нитью, крылом.

Есть модели пилотажные, гоночные, скоростные, «бойцовские» - созданные под воздушный бой. У гоночных соревнуются три экипажа. Бак там маленький, одинаковый для всех участников (за этим строго следит жюри, вымеряя объемы вплоть до 0,01 кубического сантиметра).

- Фишка в том, - поясняет Кроповинский, - чтобы при этих равных условиях больше кругов намотать. Вот все и мучаются, как сделать сам двигатель экономичнее. Здесь скорости достигают 207-210 километров в час.

 На скоростных моделях бак может быть любым, главное – оказаться быстрее других. Кстати, двигатели здесь «горят» только так: они очень быстро вырабатывают свой ресурс, ведь кроме соревнований есть еще и тренировочные полеты. А стоимость каждого такого движка - за 25 тысяч рублей.

- В скоростных соревнованиях, - говорит Владимир Семенович, - кроме всего прочего еще и посадка важна в строго определенном месте. Да плюс надо перезаправить модель. И сделать это быстро: у опытных спортсменов до двух с половиной секунд уходило на то, чтобы поймать модель, заправить и отпустить. А ведь поймать ее надо на скорости 200 километров в час – у спортсменов, бывает, все руки в синяках…

Когда я мастера спорта получил, вот эта модель (вертит в руках небольшой самолетик) летала 283 километра в час, это выше мастера спорта (сейчас рекорд - 302 на Чемпионате мира). Модель не просто «на ходу», она вполне перспективная. В прошлом году наш парень, Сережа Латышев на ней 280 делал…

У таймерных другие требования: им бы забраться повыше и попланировать подольше. Семь туров по три минуты слетал – все, мастер спорта. Но сказать проще, чем сделать. Люди годами, десятилетиями не могут этого звания достичь. Ибо в дело вмешиваются природные силы: воздушные потоки, которые ни вычислить, ни предугадать невозможно.

- Бывает, запустишь модель, она планирует плавно, а потом вдруг камнем вниз – попала в нисходящий поток, а его глазом не увидишь, - поясняет Владимир Семенович. - У меня ученик в Норильске есть, ему уже 53 года, он кандидат в мастера спорта, ездит на соревнования -  и все неудача. То в поток попадет модель, то сам он как-то ногой угодил в норку суслика: хорошо, нога цела, а вот модель сломалась.

 Наш ученик, Саша Ковалев, запускал в прошлом году в Красноярске. «Владимир Семенович, - кричит мне, - летит хорошо». И вдруг – модель падает. При том что ветра-то почти и нет…. Это уже искусство, чтобы твоя модель обманула или не реагировала на эти вещи. Иной раз и за птичками приходится наблюдать: где они спокойно парят, туда и запускать надо. Но птички же не всегда летают там, где тебе нужно (улыбается).

О трудностях и талантах

ЧТО же касается судомоделизма, то, несмотря на все связанные с ним сложности, в кружке не перестают экспериментировать и в этом направлении. Колдуют с двигателями, проводят испытания в заводи, работают с радиуправлением, создают копии.

- Вот с санками сейчас закончим, - говорит Сергей Курочкин, - примемся за эту подлодку. В этом году в Шира будут судомодельные соревнования – попробуем там выступить. Вообще в Черемушках всегда были очень сильные судомодельные традиции. Надо их возрождать.

-А вы сами, кстати, на соревнования не ездите? – спрашиваю я.

- Уже ни к чему, - улыбается Курочкин. – Я лучше с ребятней. К нам же и мальчишки и девчонки ходят (девчонки, кстати, лобзиком выпиливают – ух! Только шуба заворачивается!). Мы начинаем с самых маленьких, знакомим, показываем, рассказываем. А направление потом они сами себя выбирают. Ну и наиболее талантливых, конечно, ведем: вообще, когда стремление у ребенка есть – нам и самим хочется помочь. Тут отдача нужна.

- А кроме тех ребят, что вы уже называли, еще подающие особые надежды имеются? – спрашиваю я.

- Вот был у нас один воспитанник, Витя Клещевников, так его еще пацаном Россия знала. Невероятный талант у парня был. И характер необычный, жизнь в своем свете видел.  Устроили лабораторию в подвальном помещении, он там делал большой катамаран. Мужики говорят: ты его только по частям и вынесешь, из подвала-то под лестницей. А он: нет, у меня все рассчитано. Поспорили. И он понемножку, потихоньку – и вынес же!.. И рисовал здорово…Погиб.

А сейчас, как вы говорите, надежды подает, например, Женя Зазулин. В «Эврике» учится, способный парнишка…

В этот момент в мастерскую вваливается толпа малышей-первоклашек. Я уступаю преподавателей им. Они мгновенно окружают Сергея Георгиевича, который показывает им те самые аэросани.

 – А это вы делали? – раздается со всех сторон, и малышня бодро теребит дверки, лыжи и проверяет, работает ли огонек.

- Нет, - улыбается Курочкин, - это старшие ребята делали. Сейчас, наверное, они уже своих детей в школу водят…

Я, не желая мешать процессу, потихоньку крадусь к выходу, параллельно думая о такой вот любопытной «преемственности поколений». То есть о мальчишках и девчонках, которые, как  и их папы и мамы когда-то, могут выпускать на лед стремительные аэросани. И управлять самолетами с разноцветными ленточками на хвосте, ведущими бой в синем-синем небе… Везет же некоторым.

Анна ПАВЛОВА

P.S. Расписание работы кружков вы можете узнать в нашей рубрике Кружки и секции (раздел Центр технического творчества)

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.