Олимпийскому огню в Хакасии быть, а энергодефициту – нет
ЗА 20 лет существования "Сибирского соглашения" (объединения сибирских субъектов, призванного представлять интересы региона на разных уровнях и решать насущные проблемы местного сообщества) Хакасия впервые оказалась во главе совета этой ассоциации. Кандидатуру врио председателя правительства республики поддержали, и Виктор Зимин сменил на почетном посту руководителя "Соглашения" главу Бурятии Вячеслава Наговицына.
Полпред президента в Сибири Виктор Толоконский поблагодарил Наговицына за плодотворную работу и выразил надежду на то,что Виктор Зимин в свою очередь продолжит и преумножит достижения своего коллеги.
Забот у врио главы Хакасии в новом качестве явно прибавится. И одной из них должно стать развитие тепловой генерации - эта тема горячо обсуждалась на прошедшей встрече глав сибирских регионов.
КАК заметил Толоконский, основной проблемой здесь является шаткое положение «комбинированных» станций – вырабатывающих одновременно и электро- и тепловую энергию и составляющих солидную часть объектов энергогенерации страны.
В свое время, отметил полпред, создание таких станций-«универсалов» считалось залогом успеха и позволяло снизить себестоимость энергии. Но изменения норм регулирования рынка электроэнергии привели к тому, что себестоимость энергии, производимой на подобных объектах, стала существенно превышать себестоимости энергии, скажем, ГЭС или ГРЭС, на которые приходится больше половины всей энергогенерации Сибири. То есть рентабельность выше названных «универсалов» начала резко падать.
- Получается, - заметил полпред - комбинированные станции вынуждены продавать энергию на самых невыгодных условиях, часто себе в убыток. При этом тарифы на тепло, как регулируемые и ограниченные инфляционными показателями, эти издержки покрыть не позволяют. К тому же и рынок этот не развивается, и продажи не растут.
В итоге, 2012 год, например, четыре крупные компании в Западной и Восточной Сибири закончили с убытком. А это означает, что сокращаются инвестиции, снижается объем необходимых ремонтов. Поэтому мы хотим своевременно, уже сейчас, планируя подготовку следующей зимней кампании (несмотря на то, что и эта зима еще не завершилась, а отопительный сезон вообще у нас длится до мая), обсудить ключевые моменты и учесть их при формировании наших планов.
Все эти задачи, подчеркнул Толоконский, будут решаться сообща главами сибирских субъектов, которые станут выдвигать и продвигать свои предложения как на федеральном, так и на региональном уровне.
Что касается Хакасии, то полпред признался, что проблемы в нашем относительно благополучном в энергетическом отношении регионе все же имеются. Поскольку сетевое хозяйство, передающее электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС по республике и дальше, несовершенно, необходимо параллельно наращивать мощности других источников – таких, как, например, Абаканская ТЭЦ, которая расширит возможности зарождающейся абакано-черногорской агломерации, привлечет в республику новые инвестиции.
Кроме того, крайне необходимо обновлять оборудование, заниматься модернизацией безнадежно устаревших котельных.
- Однако, - заметил Толоконский, – в целом в регионе, где есть мощная и дешевая гидрогенерация, где есть уголь, все энергетические проблема решаемы. Энергодефицита в Хакасии нет и не будет.
ВПРОЧЕМ, стабильность – все же не повод забывать о насущных проблемах. Об этом напомнил собравшимся председатель (уже фактически экс-председатель) совета МАСС Вячеслав Наговицын. Он признал, что реформа энергетики во многом не оправдала себя.
- Того, чего добивались: создать рыночные условия, снизить тарифы и привлечь серьезные инвестиции, - не получилось, - констатировал он. – При так называемой распаковке РАО «ЕЭС России» мы получили отрицательный результат. Компании вместо того, чтобы развиваться, ушли в убыток. Сегодня это четыре компании, завтра их может стать восемь…
Но опасность не только в этом, но и прежде всего в том, что мы сегодня не создаем новых мощностей, не модернизируем старое оборудование. А ведь это свидетельствует по сути о закате энергетики.
На некоторых предприятиях Сибири достаточно много оборудования, возраст которого достигает 40-60 лет. А нам хочется надежности, ведь отопительный сезон в Сибири длится девять месяцев в году.
Наговицын привел в пример невеселый опыт Бурятии, где после распада РАО «ЕЭС» генерирующие мощности приобрела маленькая компания. Которая сегодня не может привлечь достаточно инвестиций (читай: не может дать людям тепло) – не хватает мощности.
- Так не должно быть. Мы обязаны сделать вывод и начать формировать нормальные рыночные отношения, - заявил глава Бурятии. – Компаниям надо конкурировать, если не получается – укрупняться.
Я всегда с содроганием думаю: не дай Бог, что-то произойдет на котельной – маленькая компания не сможет справиться с проблемами. И подобного рода опасность подстерегает многие регионы Сибири.
В ЗАВЕРШЕНИЕ встречи губернатор Красноярского края Лев Кузнецов подвел итоги участия наших спортсменов в ХХХ летних Олимпийских играх в Лондоне и XIV Паралимпийских играх. И выяснилось, кстати, что Хакасия – край, безусловно, небедный в плане спортивных талантов, - ни там ни там о себе не заявляла. А могла бы!
Чтобы вдохновить наших спортсменов и чиновников от спорта, заметим, что в Олимпийском комитете достигнута договоренность о том, чтобы эстафета Олимпийского огня в Хакасии пройдет, понятно, через Абакан (республиканский центр есть республиканский центр), а затем направится через Саяногорск прямиком на Саяно-Шушенскую ГЭС. Неподалеку от станции (скорее всего, в районе нынешнего КПП) установят специальные большие экраны, по которым все желающие смогут посмотреть трансляцию эстафеты огня с гребня плотины.
Всероссийское мероприятие, напомним, стартует уже в октябре-ноябре этого года.
После же зимней Олимпиады в Сочи, в феврале-марте, нас ожидает еще одна эстафета – на этот раз огня Паралимпийского. Как подчеркнули в Олимпийском комитете, принимая во внимание славные спортивные традиции Саяногорска, она также пройдет через город металлургов.
Комментариев нет
Отправить комментарий