Живое достояние. Черемушки познакомились с творчеством малых народов
Несмотря на специфичность представляемого искусства, в зрительном зале Дворца культуры практически не было пустых мест.
Открыли фестиваль хозяева - ансамбль танца «Кун сузы», который приготовил целую танцевальную композицию в национальном духе, рассказывающую «про чудную землю хакасскую», а заслуженная артистка республики Людмила Арыштаева провела обряд благословения.
После представления жюри, куда вошли член Союза композиторов России – заслуженный деятель искусств Хакасии Татьяна Шалгинова, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ульгер» Республиканской филармонии - также заслуженный деятель искусств Хакасии Вячеслав Кученов, заместитель директора Российского дома народного творчества Людмила Дукачёва (Москва), и заместитель директора по научно-методическому направлению, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой этнокультурологии Института народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург) Игорь Набок, приветствовавший со сцены всех участников и зрителей смотра.
- Вот что надо показывать и с чем знакомить людей, - заметил он после того, как смолкли аплодисменты в честь хакасских артистов. - Традиционные культуры народов России не должны быть только предметом изучения узких специалистов – это наше живое достояние, развивающееся творчество. И нынешний смотр лишний раз доказывает, что у нас есть основания для глубокого оптимизма. Когда мы передаем из поколения в поколение то, что накоплено нашими народами веками, и когда наша молодежь, кроме поп-культуры и своих тусовок начинает интересоваться еще и наследием предков, - это гарантия того, что истинные ценности мы еще долго будем сохранять и передавать следующим поколениям. Это наша гордость, наше будущее.
И смотр начался. Первыми на сцену вышли сразу два шорских коллектива из Кемеровской области: этно-фольклорный ансамбль «От Эне» и фольклорный ансамбль «Отчагаш» – лауреаты множества конкурсов и фестивалей. Артисты исполнили несколько вокальных номеров, традиционных танцев, завязанных на народных промыслах, а их веселая песня «Шория» с запоминающимся припевом заставила подпевать весь зал.
Сменил шорцев кайчы (сказитель) из Горного Алтая Эмиль Теркишев, который подарил зрителям песню с элементами горлового пения кай. К слову, как позже пояснил нам сам исполнитель, алтайского горловое пение отличается от тувинского или хакасского значительно более низким тембром. Материал для своих выступлений артист черпает на родной земле – в семье Эмиля Теркишева едва ли не все мужчины были сказителями, и он с детства впитал в себя лучшие образчики родного творчества.
Кай он исполняет с десяти лет и старается поддерживать традиции родного народа, однако понимает, что для привлечения молодежи нужны новые подходы в популяризации исконного творчества. Потому одну из своих композиций – эпическое сказание - Эмиль исполнил в весьма современной обработке. Как признался нам артист, подобные аранжировки древних песен весьма популярны на дискотеках и исподволь, но побуждают-таки молодежь интересоваться культурой предков.
Эмиль в свое время стал самым молодым участником масштабного фестиваля «Алтай кай», а на смотре он оказался единственным сольным исполнителем. Однако артист заметил, что нисколько не боится конкуренции, а напротив, переживает за коллег и болеет за них всей душой. К слову, Теркишев, как и многие его товарищи по смотру, будет выступать на Туна Пайраме, который пройдет с 28 по 30 июня на Сагайской поляне Аскизского района.
После выступления харизматичного алтайца, а затем и наших соседей-тувинцев, на сцену вышел фольклорный театр «Северное сияние» - специальные гости смотра, представители Института народов Севера.
- Мы впервые на хакасской земле, - призналась Светлана Чернышова, педагог-репетитор «Северного сияния» - ассистент кафедры этнокультурологии ИНС, - и очень рады приглашению на этот фестиваль. Подобные проекты, безусловно, очень важны, поскольку о культуре малых народов, в том числе народов Крайнего Севера, которую мы представляем, мало кто знает, несмотря на то, что есть документальные фильмы и художественное кино советского периода. Наш институт существует более 80 лет, и все это время в нем учатся студенты из различных регионов севера Сибири и Дальнего Востока. У нас они получают квалификацию преподавателя родного языка, культурологи, истории, родной филологии, литературы. А после возвращаются в свои регионы, где и восполняют эти пробелы, просвещают, развивают культуру, носителями которой они являются.
К слову, большая часть репертуара «Северного сияния» - фольклор тех народностей, представители которых и учатся в Институте народов Севера: этнографические экспедиции – дело дорогостоящее, и студенты на своей малой родине сами подыскивают материал для дальнейшего творчества, создавая затем песенные и танцевальные программы.
Один из номеров, который продемонстрировали публике девушки из «Северного сияния», как раз и был построен на аутентичных движениях каряков – коренных жителей Камчатки.
Самыми «северными» участниками смотра стали жители села Хатанга, познакомившие публику с легендой о Нюре, девушке-весне, отвергавшей женихов и влюбленной в Солнце, а также показавшие старинный долганский обряд встречи весны. Древний ритуал завершился традиционным хороводным танцем «Хэйро» - «Солнце» и национальными играми на ловкость. Мужчины здесь стремились накинуть петлю аркана-маута на особый звенящий инструмент из оленьего рога, имитирующий звуки оленьей поступи, а женщины – метили в него же своими расшитыми шапками.
- Молодежи все это очень интересно, - заметила после выступления заведующая Хатангским культурно-досуговым комплексом Майя Федосеева. – Они с удовольствием исполняют долганские песни и танцы, а северные части поселка, например, разговаривают только на родном языке. Нечасто, но тем не менее случается, что современные свадьбы проводят по старинным долганским обрядам… Мы же со своей стороны постоянно проводим в своем центре уроки родной литературы и искусства и очень рады, что являемся связующим звеном между поколениями и при этом несем людям радость.
Пока мы беседовали с северянами, на сцене начали свое выступление гости из Липецкой области – участники ансамбля «Авсень». И сами артисты были под стать солнечному славянскому божеству, чье имя послужило названием этому задорному и жизнерадостному коллективу.
Как пояснила нам художественный руководитель «Авсеня» Екатерина Столярова, репертуар ансамбля – это итог многочисленных фольклорных экспедиций Воронежской государственной академии искусств и Московской государственной консерватории.
- Мы обрабатывали добытый материал и перекладывали его на ноты, - рассказывает Екатерина. – Кроме того, мы стараемся перенимать манеру исполнителей – ведь не секрет, что каждый регион отличается не только своим самобытным костюмом, но и особенностями творчества, песенного в том числе. «Авсень» в своих выступлениях тяготеет к творчеству южно-русского направления: Липецкая, Воронежская, Белгородская области, – для которых характерно особенное и очень красивое многоголосье, которое мы с удовольствием демонстрируем слушателю.
Делегация из Липецкой области фактически закрывала первое отделение концерта. И надо сказать, что, несмотря на внушительную продолжительность смотра (более трех часов), большинство зрителей с удовольствием вернулось в зал после антракта и оставалось там до конца вечера. Да и хотелось, наверное, публике узнать, кого же взыскательные судьи признают лучшими популяризаторами культуры.
Однако жюри приняло поистине соломоново решение: как таковых победителей на смотре не оказалось. Все коллективы получили дипломы лауреатов IV Открытого межрегионального смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за подписью министра культуры России и ценные подарки. Пожалуй, больше других творческий ареопаг выделил три коллектива – Хатангский центр культуры, селькупский ансамбль «Варг Кара» из Томской области и культурный центр «Хэйро» из Якутии. Хотя, конечно, на самом деле признать лучшим какой-то один ансамбль или исполнителя было невозможно. Уж слишком самобытными и яркими были эти представители маленьких, почти исчезающих народов, самоотверженно сохраняющие родную культуру.
Комментариев нет
Отправить комментарий