Летняя географическая школа: первые шаги в науке
Свою работу сие сообщество юных исследователей в области естественных наук начало с 1 июля. Лекции, экспедиции с последующим фотоотчетом, практические занятия с применением настоящего оборудования, изучение речные русел и горных склонов, сбор фото(!)гербария – браво любителям природы! – вот чем занимались юные исследователи, будущие географы и экологи.
Такой нестандартный подход к обучению – через творчество, через столь необходимую детям возможность все потрогать, увидеть, испытать самим – уже давно стал для первой школы доброй традицией.
Здесь прекрасно осознают, что современные дети, в особенности одаренные, постоянно требуют новых форм работы, ничего общего не имеющих с рутиной. Недаром в школе большим успехом пользуются научное общество школьников, всевозможные интеллектуальные игры, предметные недели.
Однако, не скрывают преподаватели и, конечно, руководитель проекта «Летняя географическая школа» - учитель географии высшей квалификационной категории Наталия Янчук, самыми яркими и впечатляющими мероприятиями для детей остаются экспедиции в период летних каникул: «Тропою предков» (поездка по Хакасии), «Байкал-2010»…
Во время таких путешествий ученики не только познают историко-культурные и природные особенности родного края, но и приобретают исследовательский опыт – чем не каждый их сверстник может похвастаться. Причем такая работа приносит очевидные положительные результаты: ученики школы №1 Черемушек регулярно становятся победителями и призерами престижных олимпиад по географии, в том числе (как в этом году) - регионального этапа Всероссийской олимпиады по географии.
- Нынешнее участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по географии, - замечает Наталия Янчук, - выявило проблемы, связанные с выполнением заданий полевого тура. Стало ясно, что школьной программы по географии недостаточно для формирования практических навыков, поэтому появилась потребность в летней полевой практике, консультации специалистов высшей школы и участии в выездных тренингах.
Как говорится, научить ребенка плавать можно только в воде, поэтому необходимо не только доступно все рассказать детям, но и научить их мыслить и применять свои знания на практике.
Примечательно, что занятия в летней школе проводятся с применением инновационных образовательных технологий: «техники аквариума», например, предполагающей групповое обсуждение проблем и развивающей умение работать в команде. Кроме того, в процессе работ постоянно создаются некие препоны и трудности, заставляющие ребят мыслить нестандартно.
Участники проекта уже успели пройти курс лекций по основам ландшафтоведения, мастер-классы по геоботанике, геологии и почвоведению, они побывали на экскурсиях и на круглых столах по темам «Современные проблемы ландшафтоведения», «Проблема выбора темы исследовательской работы», «Методика защиты исследовательских работ».
Эта не совсем привычная обычному школьнику работа – часть системы, позволяющей отойти от традиционных образовательных форм к партнерству по схеме «преподаватель вуза – студент – учитель – школьник». Недаром консультантами проекта выступили заведующая кафедрой экологии и географии ХГУ им. Н.Ф.Катанова Марина Махрова и доктор географических наук, декан факультета географии СФУ Галина Ямских - представители вузов, с которыми у школы налажено тесное сотрудничество.
Работа в проекте для ребят не завершена – в августе-сентябре им предстоит обработка набранного обширнейшего материала, а следом и защита докладов, презентаций, а также участие во Всероссийском проекте «Путь к Олимпу!», в тренинге по географии по подготовке к Всероссийской олимпиаде на базе географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
Комментариев нет
Отправить комментарий