VII Краеведческие чтения: наша земля богата талантами
РОСПИСЬ черемушкинского храма стала темой доклада преподавателя детской художественной школы «Колорит» Евгении Сорочан «Традиционные сакральные образы в церковной живописи Саяногорска на примере росписи храма Вознесения Господня», который проходил под разделом «Духовные святыни земли Саянской».
Евгения рассказала об авторе икон и подкупольной росписи храма – замечательном художнике и очень скромном человеке Александре Малашневе. Первым образом, который написал Александр Иванович для храма Вознесения Господня, был образ Святителя Николая Чудотворца. Эта икона, как и другие иконы храма, написана масляными красками в традиционной древнерусской манере. Иконы Малашнева украшают и стены храма, и алтарь, и иконостас, который, как и Царские врата, отделан резьбой работы еще одного замечательного мастера, к сожалению, ныне уже ушедшего из жизни, Евгения Беззубенко.
С 2002 Александр Малашнев начинает работу над эскизами росписи купола – эти эскизы и картоны могут увидеть все желающие в «Колорите», где преподает Александр Иванович.
Роспись представляет собой выполненные уже в академической, более «правдоподобной», манере евангельские сюжеты, разделенные изображением дымов: сцены Рождества, Крещения Господня, Воскресения и Вознесения – евангельского события и большого православного праздника, в честь которого, собственно, и был основан храм в Черемушках.
Как отметила Евгения Сорочан, при росписи купола Малашнев ориентировался на графические работы художника XVIII века Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.
С июля 2013 года по март года нынешнего Александр Иванович создал четыре иконы Божьей Матери, которые можно увидеть на треугольных панелях по четырем сторонам подкупольного пространства. Это, как подчеркнула докладчица, списки с икон, особо почитаемых в русском народе, неразрывно связанных с его историей, непосредственно участвовавших в важных исторических событиях, чудотворных икон.
- Внутреннее убранство храма Вознесения Господня, - заметила Евгения, – это яркий образец современной церковной живописи, который будет интересен не только православным людям, но и всем неравнодушным к русской культуре и истории.
К слову, увидеть образцы церковной живописи кисти Александра Малашнева можно не только в храме Вознесения или в «Колорите», но и в часовне у Саяно-Шушенской ГЭС, построенной в память о погибших в аварии 2009 года.
ВООБЩЕ, нынешние краеведческие чтения в музее радовали обилием интересных сюжетов и героев. Что вполне понятно – тема благодатная, особенно на нашей богатой талантами земле.
Так, в теме «Развитие прикладного искусства и ремесел в городе» замечательно выступили две девочки из 4 «В» класса лицея №7: Полина Киселева, поведавшая собравшимся о мастерах Саяногорска, с которыми успела познакомиться и опыт которых обещала перенять, и Катя Петренко, которая заменила заболевшую подругу Машу Медюк и прочитала доклад о машиной семье, в которой и оформлением свадеб занимаются, и камины своими руками делают, и со срапбукингом дружат.
Директор художественной школы «Колорит» Галина Окунь сделала исторический обзор развития декоративно-прикладного искусства в художественной школе, подчеркнув важность системного подхода в обучении и с большой теплотой рассказав о зарождении и развитии у ребят творческих способностей, подпитанных народными традициями.
- Это форма воспитания патриотизма, - подчеркнула Галина Васильевна. – Дети учатся видеть красоту, приобщаются к традициям, к корням, и уже никогда не остаются равнодушными к народному искусству.
Елена Ярославцева, библиотекарь отдела обслуживания Центральной библиотеки, прочитала доклад на тему «Ограниченные возможности и неограниченные фантазии» - о том, как библиотека становится центром по интересам, где делятся опытом и устраивают вставки своих рукоделий пенсионеры – читатели библиотеки.
Искусствовед «Колорита» Людмила Лобанова сделала отличный экскурс в историю создания и развития творческой команды наших художников-камнерезов Сергея Карлова, Андрея Лобанова, Андрея Климентьева и Александра Суслова, создававших и продолжающих создавать уникальные мозаичные полотна. Правда, полюбоваться этими работами можно, увы, лишь за пределами Хакасии: местных заказов у талантливейших мозаичников фактически нет, их каменные шедевры встречаются лишь на нечастных выставках, а монументальные полотна и вовсе рассредоточиваются по разным уголкам России и зарубежья.
Говорили на чтениях и о краеведческой работе Центральной библиотеки (автор доклада Ирина Венгерова, ЦБС) и об отдельных выдающихся деятелях культуры города – например, о преподавателе и музыканте - виолончелистке Зухре Юринской (этот доклад прочла сотрудник музея Светлана Гаврилова). А Галина Ведерникова, преподаватель музыкальной школы, поделилась опытом воспитания нравственности и интереса к музыкальному наследию народов Хакасии на примере детского любительского театра.
Завершились чтения докладом научного сотрудника музея Татьяны Черепановой о музейных новинках и о проделанной за 15 лет существования музея работе.
Хочется надеяться, что следующие чтения будут более богаты черемушкинскими историями. Ведь краеведам-любителям поселка и просто людям, интересующимся прошлым и настоящим Черемушек, всегда найдется, что рассказать и чем похвалиться.
Комментариев нет
Отправить комментарий