Владимир Луференко: "Все нововведения на станции направлены на повышение надежности"
- Какие наиболее значимые изменения произошли на станции за это время?
- Таких изменений немало. В числе наиболее важных – то, что на Саяно-Шушенской ГЭС изменился сам подход к управлению аварийно-ремонтными затворами. Сегодня на ЦПУ находятся ключи сброса аварийного затвора. Оперативный персонал, который там работает, может в случае каких-то нештатных ситуациях воздействовать вручную на аварийную установку и сброс затвора, чтобы перекрыть водовод и тем самым предотвратить развитие аварии.
- Что еще видят операторы на ЦПУ?
- У нас установлена система технологического телевидения, благодаря которому значительно улучшился удаленный обзор. Здесь можно увидеть, например, любое техническое помещение с важным оборудованием, вызвать его подробное изображение на экраны и оценить ситуацию, если прошел, допустим, какой-то аварийный сигнал или проводится подключение.
На ЦПУ можно посмотреть схему каждого гидроагрегата. Такая возможность была и раньше, но сама схема управления усложнилась: теперь, согласно мажоритарным принципам, здесь стоят три датчика вместо одного. Оценка ситуации происходит по схеме «два из трех», если возникают какие-то неисправности. Это серьезно повысило надежность самой системы.
Здесь же поддерживается связь с системным оператором. Здесь же имеется монитор АСУТП верхнего уровня, который позволяет следить за распределительным устройством 500 кВ, за параметрами водного режима Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС.
Вообще, в случае чего работу системы на ЦПУ может поддерживать и один человек, но для большей надежности и для лучшего распределения обязанностей у нас работает по двое операторов.
- Какие действия у вас предусмотрены, если, скажем, в случае нештатной ситуации прекратится энергоснабжение станции? Иными словами, сработает ли вся эта новейшая автоматика, если «отключат свет»?
- Сразу после аварии были приняты и выполнены мероприятии в части повышения надежности электропитания ответственных потребителей. В частности, на гребне плотины, в машинном зале, на питающем распредустройстве закуплены и установлены дополнительные дизельэлектростанции достаточно большой мощности. Опыт аварии показал, что чтобы какие-то мероприятии проводить, нужны автономные источники энергии.
Поэтому сегодня и на СШГЭС, и на гребне плотины, и на ОРУ-500, и на КРУЭ-500 имеются проверенные новые дизельэлектростанции, которые включаются в работу автоматически при выхода из строя основных источников энергии.
Но и сама система отключения питания, освещения достаточно многоступенчато зарезервирована.
- Какие уроки преподала авария в плане основного оборудования?
- Конструкция основного оборудования, в частности, рабочего колеса гидротурбины, была существенно доработана. Доработали и сами конструктивы крепления крышки турбины, изменился подшипник (если раньше он работал на водяной смазке и, как следствие, на нем возникали большие зазоры, то сейчас подшипник работает на смазке масляной – соответственно, меньше зазоров, боев. А значит, сама эта вращающаяся система имеет теперь более качественную настройку).
Коснулись нововведения и системы управления защиты – они подняты на незатопляемую отметку, поэтому повторения ситуации не должно быть. Значительное количество защит действует на аварийную остановку со сбросом аварийно-ремонтного затвора, чего раньше не было. Появилась система вибрационного контроля, действующая на останов и на сброс, внедрена система теплового контроля, которая имеет почти тысячу точек контроля, также действующая на аварийный останов.
Для оперативного персонала на гребне плотины оборудовано рабочее место – там, где находятся гидроподъемники аварийных затворов.
К слову, все эти мероприятия на сегодняшний день выполняются и на других высоконапорных станциях РусГидро.
- А все эти разработки создавались специально для Саяно-Шушенской ГЭС, или при их создании использовался уже имеющийся мировой опыт?
- На самом деле практически все впервые делалось на СШ ГЭС. Частично был взят опыт работы наших атомных электростанций. Насчет зарубежных наработок не знаю. Скорее, это Запад пытается у нас разузнать о принятых после аварии мерах.
Данные мероприятия включены в стандарт РусГидро и распространены на другие станции.
- Второй гидроагрегат – последний из новых – будет готов к пуску уже осенью. Ожидаются ли после этого еще какие-то доработки?
- В сентябре в соответствии с графиками мы заканчиваем восстановление основного оборудования. А далее, естественно, нам предстоит выполнить еще достаточно большой объем работ, касающихся общестанционных систем, наведения порядка в том же машинном зале. Безусловно, над полным и окончательным восстановлением СШ ГЭС придется работать еще и в 2015 году.
И это не из-за какого-то отставания от графика. Просто когда восстанавливаются гидроагрегаты, эту зону косметически отремонтировать невозможно - ведутся работы с основным оборудованием. Как только они закончатся, можно будет заняться и «косметикой», благоустройством, доведением общестанционных систем до полного завершения.
- В последнее время в Хакасии участились землетрясения. Как на ГЭС наблюдают за сейсмоситуацией?
- Сегодня на станции усовершенствована система контроля сейсмических толчков –доработана сейсмостанция на Джое. Кроме того, в самой плотине имеются датчики, показывающие ее поведение при землетрясениях.
Есть у нас и системы, позволяющие оценить степень воздействия пусков гидроагрегатов, каких-то технологических режимов на плотину: в настоящее время введена в опытную эксплуатацию новая такая разработка. Функционирует и современная оперативная система контроля состояния ГТС при сейсмособытиях.
- Все эти нововведения как-то повлияли на мощность станции?
- Доработанная конструкция турбин предполагает, что при проведении определенных технических и организационных процедур мощность станции может незначительно повыситься. Но при существующих ограничениях в сетях даже нынешнюю мощность СШ ГЭС нет необходимости задействовать в полном объеме. Поэтому повышение мощности не было самоцелью. Проведенные мероприятия нацелены прежде всего на безопасность самой станции, оборудования, гидротехнических сооружений и, конечно, работающих здесь людей.
- Каков гарантийный срок работы нового оборудования?
- Гарантия на оборудование, которую дают «Силовые машины», - 40 лет. Это не значит, что через 40 лет гидроагрегаты непременно придут в негодность или, наоборот, что в течение этого времени не нужно будет проводить плановые или даже капитальные ремонты, проверять и менять узлы, крепеж крышек турбин. Такие ремонты будут проводиться. Например, после каждых трех тысяч часов машины ждет полный осмотр по всем узлам.
- Владимир Васильевич, каково сейчас настроение на станции?
- Думаю, сегодня есть некоторый положительный посыл, оттого что за такой небольшой период мы смогли восстановить станцию. Ведь люди понимают, какой вес имеет СШ ГЭС для Южного узла, для энергетики Сибири, ведь мы обеспечиваем не только энергоснабжение региона, но и участвуем в регулировании пиковых нагрузок (что особенно важно в зимний период) и в регулировании стока Енисея.
Комментариев нет
Отправить комментарий