Саяно-Шушенский соцреализм
Художник должен быть правдив!
Эта истина стала основным постулатом, и от зоркого взгляда советского фоторепортера уже не могли укрыться разные нелицеприятные детали, на которые то и дело натыкался глаз – комья развороченной земли, уставшие лица людей, вывернутые с корнем деревья. В начале 1970-х еще не придумали гламурного глянца, поэтому снимали и публиковали одну лишь правду. Пусть где-то постановочную, пусть пропагандистскую, но реалистичную и понятную читателю советских газет.
На репортерских снимках с СШ ГЭС, которые украшали первые полосы центральных газет – тяжелая техника, люди в спецовках, кудрявые парни, курящие папиросы…
А вот и головокружительные планы, снятые с саянских высокогорных круч, безо всяких там новомодных широкоугольников, на обычную черно-белую пленку:
Не удивительно, что, впечатлившись шикарными видами дикой природы Саян, на стройку отправились и живописцы.
Если говорить о соцреализме…
Понятие «социалистический реализм» мало что скажет человеку, далекому от искусства. Это направление в живописи просуществовало достаточно долго – примерно с 1930-х по 1990-е годы, но прихлопнутое «железным занавесом» в 1950-х годах, осталось совершенно неузнанным зарубежными коллекционерами. Соцреализм стал искусством для внутреннего пользования в Стране Советов. Реалистичное изображение трудовых будней и многоплановые перспективы производственных цехов, овеянные романтикой, утверждались худсоветами и одобрялись правительством. После чего экспонировались в престижных выставочных залах Москвы, Ленинграда и некоторых других крупных городах Советского Союза. Лишь немногим живописцам и полотнам удавалось получить такое признание международного сообщества, как, например, автопортрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом».
Но речь сейчас не об этом. Живопись эпохи соцреализма активно развивалась, несмотря на свою обособленность и жесткий контроль со стороны государственно-партийной цензуры, и рождала свои неповторимые образы. «Рабочие и колхозницы» разных авторов – живописцев и графиков - обретали индивидуальные черты и жили своей особенной жизнью, демонстрируя силу, целеустремленность, желание жить и трудиться на благо своей страны, а при желании и свернуть горы…
В поисках новой «натуры»
Искать натуру для своих новых картин, для сюжетов с горами, трудящимися и непокорным Енисеем в 1970-х годах столичные художники ехали именно сюда, на строительство СШ ГЭС. Союзом художников организовывались творческие туры, и пока росла плотина, перекрывающая великую сибирскую реку у самой границы с Тувой, в запасниках картинных галерей накапливались живописные полотна одно масштабнее другого. Соцреализм требовал особого размаха. Поэтому первые места в конкурсах и почетные на выставках занимали наиболее крупные по размеру, мощные по эмоциональному воздействию на зрителя полотна художников и художниц. Картина о социалистической стройке должна была быть такой, чтоб дух захватывало! Тогда можно было рассчитывать и на премии, и на членство в Союзе художников, и даже на персональную выставку, если уж совсем повезет.
Картин в стиле соцреализма, а также полотен, посвященных Саяно-Шушенской ГЭС, в ту пору написано было немало. Однако сегодня выставляют их редко. Скажу больше, при подготовке этого материала, даже в Интернете мало чего удалось найти. Тем не менее, интерес к ним есть: например, вот эта картина художника Николая Бернацкого «7-е ноября», например, стоит сейчас на аукционе почти сотню тысяч рублей.
Оценочная стоимость его более ранних произведений из серии «Саяно-Шушенская ГЭС»
составляет от восьми до десяти тысяч рублей за полотно.
Хоть и произведения написаны раньше, и судьба их интереснее с исторической точки зрения.
А вот парочка картин про гидростроителей хакасской художницы Аграфены Асочаковой.
Хранятся они в фондах Абаканской картинной галереи «Чылтыс». Об их стоимости местные искусствоведы отвечают уклончиво, мол, оценку заказывать нужно, без нее ничего конкретного сказать нельзя.
Между тем в Черемушках сохранилось вот такое полотно:
Год написания – 1985-й. Казалось бы, самое время для соцреализма, только… картина какая-то неправильная для того периода получилась. Никакого пафоса, никакого покорения. Обычные ребята сидят в машинном зале и радуются очередному успеху… Совсем как в каком-нибудь современном офисе! Наверное, приехавший на пленэр художник написал ее под минутным впечатлением после знакомства с гидростроителями, а потом присмотрелся и понял: неправильный вышел соцреализм. Не «соцреалистичный». Никакого места в конкурсе с такой картинкой не займешь. Как бы того хуже, не отругали маститые художники за легкомыслие на худсовете. Подумал-подумал, да и оставил свою работу в Черемушках. На память, так сказать…
Между тем, здесь до сих пор художники картины пишут. Хоть и не «соцреалистичные», зато живые. Смотрите, какой багульник саяногорская художница Евгения Антипова изобразила!
Татьяна КОРНЕВА
Комментариев нет
Отправить комментарий