Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

Что на уме у Хозяйки мраморных гор?

14 ноября 2014 года, 15:15
Рубрика: Экономика.

Тот толчок экономическому развитию региона, который дало строительство Саяно-Шушенской ГЭС в Саянах, переоценить сложно. Мало того, что внезапная урбанизация этой малозаселенной территории юга Хакасии враз сделала горожанами многие тысячи сибиряков, переселив их из стареньких деревенских домиков в городские квартиры. В Саяны в тот период со всей страны съехались специалисты самых разных профессий. Многоэтажное домостроение, металлургия, легкая и пищевая промышленность, железнодорожное и автомобильное сообщение – эти постоянные спутники любой индустриализации возникли тут сразу же. Иначе и быть не могло. Вместе с ними впервые появилось здесь и совершенно уникальное предприятие – камнеобрабатывающий комбинат, работающий на собственном сырье – саянском мраморе.

Кибик-Кордонское месторождение
О местном месторождении мрамора известно было еще с XVIII века. В те давние времена на самой окраине великой Российской империи, на месте нынешнего Саяногорска, появился острог и село Означенное. «Означенный пункт есть граница государства Российского», — записали тогда в исторических документах. А первыми саянский мрамор обнаружили казаки Саянского острога. Надо сказать, что сибирские казаки-землепроходцы мрамором интересовались мало. Лишь во времена Екатерины Великой сибирский крестьянин Лопарев сколотил-таки артель по добыче в здешних местах мрамора и привез несколько глыб царице. Однако для строительства великолепных дворцов русской столицы мрамор все равно выгоднее было везти из Италии, а далекое сибирское месторождение оставалось невостребованным вплоть до 1973-го года. Только в 70-х годах прошлого века, когда пришли сюда строители Саяно-Шушенской ГЭС и развернулась великая стройка, стала возможной и добыча саянского мрамора в промышленных масштабах.
СШ ГЭС еще только строилась, Саянский алюминиевый завод был в проекте, когда комбинат «Саянмрамор» начал выдавать свою первую продукцию. С 800-метровой высоты таежных гор мрамор пилили кусками в два метра толщиной и КАМАЗами спускали вниз по крутому серпантину, отсыпанному мраморной крошкой, в цеха камнеобработки. Там из белого камня точили облицовочную плитку, вазы, столы, лавки для вокзалов и скверов… Ценный материал шел на строительство новых городских объектов, а у саяногорских пенсионеров можно и сейчас на дачах, в гаражах и баньках обнаружить мраморные полы и каменные лавочки.
Вспоминают пенсионеры «Саянмрамора»…
Пенсионеры эти, кстати, еще молоды и полны сил. С ними я виделась прошлой зимой на встрече ветеранов «Саянмрамора». Они и вам могут рассказать о том, как работалось в 1970-х и какие тогда пели песни.

Одним словом, камнеобработка в Саянских горах расцвела, словно некогда каменный цветок на Урале. Только уже в более современных условиях, в более развитом и технологичном обществе. Часть высококачественного саянского мрамора шла на облицовку местных новостроек. Так, например, отделанный мрамором Зеркальный зал ДК «Энергетик» в Черемушках до сих пор считается местной достопримечательностью.
Добытый камень и обрабатывать на комбинате научились. Выучили, вырастили и воспитали на предприятии целое поколение своих камнеобработчиков. Шкатулки, вазы, и целые наборные настенные панно изготавливали местные мастера вплоть до самой приснопамятной перестройки, когда комбинат приватизировали и погребли под акциями новые собственники.
- Помните, как все начиналось? Мы подняли свое производство с нуля, построили детские садики, обеспечили жильем своих работников. В год сдавали по дому! Городской ДК, Дом торговли, больница в Саяногорске построены на наши средства. А продукцию из нашего природного камня в 1980-1990-х годах мы презентовали на десяти международных выставках и с каждой привезли награды! Бельгия, Венгрия, Япония, Германия узнали о саянском мраморе. И вот в середине 90-х… грант ушел. Мы остались один на один с Внешэкономбанком, старыми кредитами и набежавшими процентами. И ведь никто не опустил рук. Нашли 300 тысяч долларов, чтобы расплатиться с долгами. Сейчас другие времена, тяжелейшие. Но не может быть бесконечного падения, - уверен давний директор того «Саянмрамора», родом из СССР, Николай Рыбаков.

Про активы и собственность
О том, как и кому в собственность переходили активы бывшего саяногорского камнеобрабатывающего комбината, написать можно много. Но не буду. Скажу только, что основным собственником уникального сибирского предприятия, возникшего в годы советской власти в буквальном смысле этого слова на пустом месте, сегодня является ОАО «МКК-Холдинг». Казалось бы, вон как все удачно сложилось: московский инвестор, крупные заказы…  Но не так все безоблачно. Комбинат переживает сейчас тяжелейшие времена со всеми вытекающими последствиями. Когда я расспрашивала хакасских предпринимателей, отчего в отделке совсем не используется местный мрамор? Вон ведь какая красота! И прочно, и красиво, и свойствами он обладает, говорят, антисептическими. Экологичен, и способен «дышать», благодаря своей пористой структуре. Кроме того, прекрасно поддается шлифовке и обработке, а цвет и рисунок легко впишутся интерьер… Мнения на этот счет были разными. Бизнесмены возражали, мол, мрамор холоден, использовать его можно только в отделке некоторых видов саун и в общественных зданиях. Что дороже он, чем аналогичный товар из Китая, что в регионе нет специалистов, умеющих с ним работать, что недостаточно объемов для успешных продаж… А самую главную, на мой взгляд, причину называли в последнюю очередь:
— Рискованно, знаете ли, заключать долгосрочные договоры с предприятием-банкротом.
Действительно, конкурсное управление на комбинате введено с декабря прошлого года. На протяжении последних 10 лет, пока комбинат пребывал в растерянности, куда ему двигаться без крупных заказов и инвесторов, в Саяногорске некоторые ООО и индивидуальные предприниматели, выходцы из некогда процветающего предприятия, заняли пустующую нишу. По индивидуальным заказам мелкие саяногорские камнеобработчики отделывают сауны и коттеджи, точат из камня раковины с биде и унитазами.

Едва не исчезнувшее с рынка предприятие-банкрот все продолжает работать и добывать мрамор. Продукция эта, как вы уже поняли, доставляется в Москву. Оттого и все ценные специалисты из Саяногорска, которым тесно у местных предпринимателей, подались на заработки в столицу. Дорогостоящую штучную отделку из натурального саянского мрамора сегодня могут позволить себе только небедные православные храмы, московский метрополитен да крупные гостиничные комплексы…

— Да, вся продукция сегодня направляется в Москву в полном объеме. Тем не менее, у предприятия хорошие перспективы, и оно будет работать при любой форме собственности и в любых экономических условиях, — заверил однажды нынешний конкурсный управляющий «Саянмрамора» Сергей Мокрецов.
На снимке ниже - бывший работник «Саянмрамора», а ныне каменных дел мастер, художник Сергей Карлов с супругой на персональной выставке. Свои декоративные панно делает он из местного камня в технике флорентийской мозаики, выставляет работы и в родном Саяногорске, и Абакане, а в Москве вместе с другими камнерезами Карлов выполнил центральную часть монументального панно для Зала Церковных Соборов.

Тем временем, наверное, где-то высоко мраморной горы Хозяйка ломает свою каменную голову, раздумывая, отдавать ли людям несметные богатства Кибик-Кордонского месторождения? Протяженность мраморного пласта здесь около восемнадцати километров, толщина доходит до 500 метров, а путь до нынешних «строек века» — более пяти тысяч километров в длину. Может, пускай они немного поумнеют и поиграют пока в свои миллионы долларов? Чего ковырять ценный камень без толку?
Татьяна КОРНЕВА

 

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.