Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

К 40-летию перекрытия Енисея

11 октября 2015 года, 15:26

Сорок лет назад, 11 октября 1975 года, состоялось перекрытие Енисея в Карловском створе. Представляем вашему вниманию отрывок из книги Почетного ветерана «КрасноярскГЭСстроя», члена Союза журналистов России Олеся Грека «Золотые секунды Саян», в котором повествуется о важном событии в истории строительства Саяно-Шушенской ГЭС и жизни Черемушек.

В сиянии и громе

И праздник, праздник труда всех и каждого, пришел в каждую семью. О перекрытии вели разговор учителя и воспитатели, диспетчеры и плановики, типографские работники и служащие сберкассы… Инициаторы соревнования среди школьников пионеры и комсомольцы Майнской средней школы были приглашены самим шефом школы Валерием Позняковым. Для самых счастливых ребят был выделен специальный автобус. А зная, что будет и как будет на самом перекрытии, Валерий Александрович зарезервировал такое местечко для юных майнцев, что это оставалось секретом до самой встречи. Он, Позняков, не забудет, и лично встретит автобус. Только не опоздайте, ребята!

Брились, гладились, доставали праздничную одежду… Да ни одно торжество не может так запасть в душу людей, как перекрытие! Вот почему самые беспокойные тихонечко ушли из Черемушек еще ночью.

Ночь была осенняя, ласковая, звездная. Река загадочно мерцала. Быстро кончился рассвет. Зазолотились откосы гор. Все слилось в единый ритм мелодии труда и праздника.

А людей сколько!

Оказывается, никакие посты дежурных, выставленных по распоряжению начальника строительства еще с вечера, не могли сдержать людей. Нет, они не шли ни на какие тараны, они просто беседовали с людьми с красными повязками на руках, и через десять минут каждый оставался, как говорится, со своими интересами. А вот тем, ночным дозорцам, нечего было даже доказывать. Они знали такие проходы, тропы и секреты, что их не могла бы разнюхать ни одна разведка мира.

Сколько же тысяч людей пришло и приехало в Карловский створ?! Вот оно, единение и родство душ!    

Не сердись, Енисей!

Теперь «четвертаков» уже не было. Вместо них, повернутые к прорану, стояли принаряженные БелАЗы. В их кузовах и рядом на складе отсортированные ранее скальные глыбы, на которых художники аккуратно нанесли надписи: «Волны Енисея на службу всем людям!», «Даешь левобережный котлован!», «Мы сдвигаем горы и реки!», «Мечте Ильича сбыться!», «Ну, погоди!», «Не сердись, Енисей!», И даже есенинские стихи были пущены в дело: «Дай, друг, на счастье лапу мне!» и много-много других.

На монтируемом (уже несколько дней велись оформительские работы, что вызывало нарекания со стороны) кране КБГС-1000 закреплен огромный портрет В.И. Ленина, сконструированный из специальных ниток и канатов.

На перемычках не протиснуться. Валерий Позняков отвел майнских школьников на водораздельную стенку, поручив кому-то из звеньевых быть с ребятами, чтобы их кто-то невзначай не передвинул.

Среди участников перекрытия происходили дружеские встречи, объятия, смех, шутки…

Откуда только не было гостей: из Москвы и Ленинграда, из Киева и Бреста, из Новосибирска и Красноярска, из Шушенского и Абакана, изо всех районов области… Это помимо всяких официальных делегаций.

А сколько журналистов, кинематографистов, писателей, поэтов, художников и композиторов. Все люди в гости к нам!

Великий день Енисея!

Сегодня, 11 октября 1975 года, суббота. На четыре дня раньше установленной даты начиналось перекрытие.

Только в штабе закончилось заседание Государственной комиссии и проверка служб к штурму, как в небо взлетели разноцветные ракеты.

В 10 часов взревели бульдозеры, зарычали БелАЗы, подъемные краны. Дым выхлопных газов смешался с легким туманом.

На продольной перемычке, левобережье собралось, видимо более десяти тысяч людей. В момент перекрытия было на что посмотреть. Это как в панорамном кино: только успевай запоминать.

Людское море потянулось было за группой руководителей и почетными гостями: космонавтом, дважды Героем Советского Союза Георгием Береговым, прославленным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Георгием Мосоловым, когда они направились к прорану, - но вскоре успокоилось. Все одновременно на перемычку все равно не пройдут.

Даже Андрей Ефимович Бочкин почему-то возвратился с полдороги и повернул к бригадным бытовкам. Видимо, не хотел попадаться в объективы фотокорреспондентов и кинооператоров.

Вот и проран, где горбатые свинцовые волны Енисея будто пульсировали. Казалось, что река и впрямь может еще чуть-чуть собраться с силами и прыгнуть выше перемычек и даже своих берегов.

Счастливый Сергей Коленков, держа ножницы в руках, вдруг еще больше засиял и протянул их гостю:

- Пожалуйста, Георгий Тимофеевич!

Гость, как уже неоднократно и привычно проделывал такие церемонии, придерживает красную ленту, отрезает себе полоску, Сергею, Станиславу Садовскому, а далее все как само собой разумеющееся.

В небо ввинчивается красная ракета. Это сигнал к штурму.

Поехали!

К прорану вслед за двумя бульдозерами Ивана Китова и Ивана Чумакина, сталкивавшими мраморные глыбы в проран, которые заблаговременно были уложены на краю отсыпанного банкета, подруливает БелАЗ Ильи Кожуры. Поравнявшись с Георгием Береговым, он притормаживает своего стального «коня», и космонавт уже в кабине. На какой-то момент Илья становится «дублером» космонавта.

Глыбы с глухим треском летят в проран. Атака за атакой! Все кипит, клокочет, бушует.

За ведущим БелАЗом повел свой самосвал Михаил Мичкавский, Михаил Грунченков…

Машина за машиной. Конвейер самосвалов.

Три с половиной часа длилась эта смена, смена большого напряжения, похожего на бой. Со стихией шутки плохи – здесь уж кто кого. Проран шириной по урезу воды 24 метра был перекрыт при расходе воды в реке 1210 кубометров в секунду и перепаде на банкете 2,4 метра.

И люди не расходились. Кое-кто стал пританцовывать от морозца. Но терпеливо ждали финиша.

13 часов 30 минут… Рывок!!! И Енисей остановился в проране. Стальная сила воли людей повернула его, переформировала извечный бег, принудив бежать реку через бетон, сквозь донные отверстия водосбросов первого яруса. В проран было сброшено 960 кубометров негабаритов и 680 кубометров скальной породы.

Главный гидролог комплексной изыскательной экспедиции №7 Ленгидропроекта Афанасий Бродилов зашел в штаб перекрытия и вручил главному инженеру проекта Саяно-Шушенской ГЭС Александру Ефименко и начальнику строительства Станиславу Садовскому последний гидрологический бюллетень перекрытия русла Енисея, который на протяжении всей сегодняшней операции доставлялся, как военные донесения, в штаб: через каждые полчаса. В бюллетене красным типографским аншлагом сообщалось: «Перекрытие завершено!»

После перекрытия возле штаба состоялся митинг. В адрес гидростроителей было высказано много слов, поздравлений, благодарностей и пожеланий. Георгий Береговой зачитал приветствие от ЦК ВЛКСМ, дивногорцы преподнесли саянцам памятный ключ с надписью «Продолжателям подвига на Енисее» и даты 25.03.63 и 11.10.75, бамовцы подарили серебряный костыль БАМа.

Незабываемые минуты пережили и бригадир слесарей – сборщиков турбин, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР Владимир Чичеров. Обращаясь к Валерию Познякову, с кем вместе они поднимали вымпел «Слава Труду!», знаменитый ленинградец сказал:

- Для меня такой день, что глыба счастья! Сколько собрал я турбин своими руками, но вот увидеть ваш трудовой праздник приходится впервые. Здорово, молодцы! Просто здорово!

Пожелал счастья ветеранам и молодым, тем, с кем перекрывал Ангару и Енисей в Шумихинском створе, Андрей Ефимович Бочкин. Он знает цену такому дню: с водой, как с огнем!..

***

После перекрытия летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой и летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Мосолов, а также победители социалистического соревнования стройки встретились со школьниками поселка Черемушки и участвовали в посадке аллеи Трудовой Славы возле школы.

***

12 октября было воскресенье. Но не было отдыха у гидростроителей. Экскаваторы грузили скальную породу и смешанный грунт гравий, песок, супесь – в самосвалы, которые друг за другом тянулись по верховой перемычке котлована второй очереди. Работами по отсыпке перемычки руководила прораб механизации Жанна Чернулич. Расслабляться было некогда!..   

Комментариев нет

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.