К 40-летию перекрытия Енисея
В сиянии и громе
И праздник, праздник труда всех и каждого, пришел в каждую семью. О перекрытии вели разговор учителя и воспитатели, диспетчеры и плановики, типографские работники и служащие сберкассы… Инициаторы соревнования среди школьников пионеры и комсомольцы Майнской средней школы были приглашены самим шефом школы Валерием Позняковым. Для самых счастливых ребят был выделен специальный автобус. А зная, что будет и как будет на самом перекрытии, Валерий Александрович зарезервировал такое местечко для юных майнцев, что это оставалось секретом до самой встречи. Он, Позняков, не забудет, и лично встретит автобус. Только не опоздайте, ребята!
Брились, гладились, доставали праздничную одежду… Да ни одно торжество не может так запасть в душу людей, как перекрытие! Вот почему самые беспокойные тихонечко ушли из Черемушек еще ночью.
Ночь была осенняя, ласковая, звездная. Река загадочно мерцала. Быстро кончился рассвет. Зазолотились откосы гор. Все слилось в единый ритм мелодии труда и праздника.
А людей сколько!
Оказывается, никакие посты дежурных, выставленных по распоряжению начальника строительства еще с вечера, не могли сдержать людей. Нет, они не шли ни на какие тараны, они просто беседовали с людьми с красными повязками на руках, и через десять минут каждый оставался, как говорится, со своими интересами. А вот тем, ночным дозорцам, нечего было даже доказывать. Они знали такие проходы, тропы и секреты, что их не могла бы разнюхать ни одна разведка мира.
Сколько же тысяч людей пришло и приехало в Карловский створ?! Вот оно, единение и родство душ!
Не сердись, Енисей!
Теперь «четвертаков» уже не было. Вместо них, повернутые к прорану, стояли принаряженные БелАЗы. В их кузовах и рядом на складе отсортированные ранее скальные глыбы, на которых художники аккуратно нанесли надписи: «Волны Енисея на службу всем людям!», «Даешь левобережный котлован!», «Мы сдвигаем горы и реки!», «Мечте Ильича сбыться!», «Ну, погоди!», «Не сердись, Енисей!», И даже есенинские стихи были пущены в дело: «Дай, друг, на счастье лапу мне!» и много-много других.
На монтируемом (уже несколько дней велись оформительские работы, что вызывало нарекания со стороны) кране КБГС-1000 закреплен огромный портрет В.И. Ленина, сконструированный из специальных ниток и канатов.
На перемычках не протиснуться. Валерий Позняков отвел майнских школьников на водораздельную стенку, поручив кому-то из звеньевых быть с ребятами, чтобы их кто-то невзначай не передвинул.
Среди участников перекрытия происходили дружеские встречи, объятия, смех, шутки…
Откуда только не было гостей: из Москвы и Ленинграда, из Киева и Бреста, из Новосибирска и Красноярска, из Шушенского и Абакана, изо всех районов области… Это помимо всяких официальных делегаций.
А сколько журналистов, кинематографистов, писателей, поэтов, художников и композиторов. Все люди в гости к нам!
Великий день Енисея!
Сегодня, 11 октября 1975 года, суббота. На четыре дня раньше установленной даты начиналось перекрытие.
Только в штабе закончилось заседание Государственной комиссии и проверка служб к штурму, как в небо взлетели разноцветные ракеты.
В 10 часов взревели бульдозеры, зарычали БелАЗы, подъемные краны. Дым выхлопных газов смешался с легким туманом.
На продольной перемычке, левобережье собралось, видимо более десяти тысяч людей. В момент перекрытия было на что посмотреть. Это как в панорамном кино: только успевай запоминать.
Людское море потянулось было за группой руководителей и почетными гостями: космонавтом, дважды Героем Советского Союза Георгием Береговым, прославленным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Георгием Мосоловым, когда они направились к прорану, - но вскоре успокоилось. Все одновременно на перемычку все равно не пройдут.
Даже Андрей Ефимович Бочкин почему-то возвратился с полдороги и повернул к бригадным бытовкам. Видимо, не хотел попадаться в объективы фотокорреспондентов и кинооператоров.
Вот и проран, где горбатые свинцовые волны Енисея будто пульсировали. Казалось, что река и впрямь может еще чуть-чуть собраться с силами и прыгнуть выше перемычек и даже своих берегов.
Счастливый Сергей Коленков, держа ножницы в руках, вдруг еще больше засиял и протянул их гостю:
- Пожалуйста, Георгий Тимофеевич!
Гость, как уже неоднократно и привычно проделывал такие церемонии, придерживает красную ленту, отрезает себе полоску, Сергею, Станиславу Садовскому, а далее все как само собой разумеющееся.
В небо ввинчивается красная ракета. Это сигнал к штурму.
Поехали!
К прорану вслед за двумя бульдозерами Ивана Китова и Ивана Чумакина, сталкивавшими мраморные глыбы в проран, которые заблаговременно были уложены на краю отсыпанного банкета, подруливает БелАЗ Ильи Кожуры. Поравнявшись с Георгием Береговым, он притормаживает своего стального «коня», и космонавт уже в кабине. На какой-то момент Илья становится «дублером» космонавта.
Глыбы с глухим треском летят в проран. Атака за атакой! Все кипит, клокочет, бушует.
За ведущим БелАЗом повел свой самосвал Михаил Мичкавский, Михаил Грунченков…
Машина за машиной. Конвейер самосвалов.
Три с половиной часа длилась эта смена, смена большого напряжения, похожего на бой. Со стихией шутки плохи – здесь уж кто кого. Проран шириной по урезу воды 24 метра был перекрыт при расходе воды в реке 1210 кубометров в секунду и перепаде на банкете 2,4 метра.
И люди не расходились. Кое-кто стал пританцовывать от морозца. Но терпеливо ждали финиша.
13 часов 30 минут… Рывок!!! И Енисей остановился в проране. Стальная сила воли людей повернула его, переформировала извечный бег, принудив бежать реку через бетон, сквозь донные отверстия водосбросов первого яруса. В проран было сброшено 960 кубометров негабаритов и 680 кубометров скальной породы.
Главный гидролог комплексной изыскательной экспедиции №7 Ленгидропроекта Афанасий Бродилов зашел в штаб перекрытия и вручил главному инженеру проекта Саяно-Шушенской ГЭС Александру Ефименко и начальнику строительства Станиславу Садовскому последний гидрологический бюллетень перекрытия русла Енисея, который на протяжении всей сегодняшней операции доставлялся, как военные донесения, в штаб: через каждые полчаса. В бюллетене красным типографским аншлагом сообщалось: «Перекрытие завершено!»
После перекрытия возле штаба состоялся митинг. В адрес гидростроителей было высказано много слов, поздравлений, благодарностей и пожеланий. Георгий Береговой зачитал приветствие от ЦК ВЛКСМ, дивногорцы преподнесли саянцам памятный ключ с надписью «Продолжателям подвига на Енисее» и даты 25.03.63 и 11.10.75, бамовцы подарили серебряный костыль БАМа.
Незабываемые минуты пережили и бригадир слесарей – сборщиков турбин, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР Владимир Чичеров. Обращаясь к Валерию Познякову, с кем вместе они поднимали вымпел «Слава Труду!», знаменитый ленинградец сказал:
- Для меня такой день, что глыба счастья! Сколько собрал я турбин своими руками, но вот увидеть ваш трудовой праздник приходится впервые. Здорово, молодцы! Просто здорово!
Пожелал счастья ветеранам и молодым, тем, с кем перекрывал Ангару и Енисей в Шумихинском створе, Андрей Ефимович Бочкин. Он знает цену такому дню: с водой, как с огнем!..
***
После перекрытия летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой и летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Мосолов, а также победители социалистического соревнования стройки встретились со школьниками поселка Черемушки и участвовали в посадке аллеи Трудовой Славы возле школы.
***
12 октября было воскресенье. Но не было отдыха у гидростроителей. Экскаваторы грузили скальную породу и смешанный грунт гравий, песок, супесь – в самосвалы, которые друг за другом тянулись по верховой перемычке котлована второй очереди. Работами по отсыпке перемычки руководила прораб механизации Жанна Чернулич. Расслабляться было некогда!..
Комментариев нет
Отправить комментарий