Алла Булановская: Школа и скука понятия несовместимые
«Моя бабушка – Булановская Алла Васильевна – самый дорогой и близкий мне человек. Все, что она ни делает, она делает только ради нас, детей и внуков, постоянно забывая о себе. Ее жизнь неразрывно связана с нами и поселком, в котором она живет и трудится более 30 лет сначала учителем истории в школе, а затем в течение 15 лет в администрации поселка.
Размышляя о ее жизни, о ее судьбе, такой интересной и яркой, я решил взять у бабушки интервью, обращаясь к ней с почтением по имени-отчеству.
- Алла Васильевна, когда вы решили стать учителем?
Алла Васильевна: Я вообще не думала о профессии педагога. Мама мечтала, чтобы я стала врачом или юристом, а я просто очень любила историю и литературу.
После школы поступила на юридический факультет Красноярского филиала Новосибирского Государственного университета, проучилась год, сдала сессию и забрала документы. Поняла, что это не мое. На следующий год поступила КГПИ (Красноярский Государственный педагогический институт) на исторический факультет. То, что буду работать в школе, я решила после первой же короткой практики на втором курсе.
- Чем особенно запомнились годы учебы?
- Алла Васильевна: Если не брать во внимание все радости жизни в детстве и юности, то учеба. Способность молодого мозга поглощать науки поражала меня всегда.
Какое колоссальное количество книг было прочитано в те годы! Сколько «открытий чудных» для себя было сделано! Помню первую археологическую практику на реке Чулым. Там мы узнали насколько тяжел труд археологов: раскопки велись под палящим солнцем, перочинными ножичками и кисточками, потом все находки скрупулезно, методом зарисовки наносились на план. Лопаты применяются только на первом этапе при снятии верхнего слоя грунта. Первой находкой стало древнее кострище и забытый в нем бронзовый нож. Именно забытый, потому что нож – это огромная ценность для человека бронзового века (в Сибири 2 век н.э.), и просто бросить его наш далекий предок не мог. А мы нашли! По этому поводу вечером наш Сахем (прозвище преподавателя археологии, передаваемое студентами из поколения в поколение), Сахем – это старейшина древнего рода, объявил внеочередной «отвальный ужин»: рожки с двойной порцией тушенки и чай с двойной порцией конфет. В остальном был строжайший сухой закон.
- Алла Васильевна, вам было не скучно более 30 лет в школе? 30 лет одно и то же?
Алла Васильевна: Школа и скука понятия несовместимые. Такого калейдоскопа событий нигде кроме школы нет! Я всегда воспринимала школу через призму журнала «Ералаш». Это мой любимый журнал. Когда у меня возникала проблема с учеником, я представляла, как эта ситуация выглядела бы в «Ералаше», мне становилось весело, и проблема разрешалась. Одно и то же в школе не бывает никогда. Нет одинаковых учеников, нет одинаковых классов, нет одинаковых уроков. В школе все уникальны.
- Алла Васильевна, у вас были «любимчики» в классах?
Алла Васильевна: «Любимчиками» у меня были все ученики без исключения. Я скучала по всем своим ученикам даже в отпуске.
- Поддерживаете ли вы связь со своими учениками?
Алла Васильевна: В прошлом году меня разыскали мои первые выпускники. 35 лет назад я, молодой специалист, получила распределение на работу в племсовхоз «Элита» Емельяновского района Красноярского края. В этом совхозе выращивали элитные племенные породы свиней.
Школа была хорошая для села, большая двухэтажная десятилетка. Приняли меня хорошо, учителей на селе уважали. Но дальше уважение надо было заслуживать постоянно: внешний вид, манеры, качество уроков – все о тебе знало все село. Мне это уважение удалось сохранить.
18 июля 2009 года, за месяц до трагедии, мы встретились в нашей школе, в нашем классе. Здесь мало, что изменилось. А вот мои ученики… Ведь им было уже по 50. они сразу попросили рассказать о себе и о Юре, это твой отец. Ведь я на работу приехала уже с семьей. Твой дед Станислав в то время работал на совхозном автобусе – возил жителей Элиты в районную больницу в Емельяново, а детей еще из двух деревень в нашу школу. Так что его тоже хорошо знали в трех деревнях и помнили. А Юре было два года, он был белым пушистым ангелом, и сразу стал любимцем детворы всей школы.
У нас почти каждую субботу в школе были вечера. Директор поручал мне, как комсоргу учительской комсомольской организации, проведение этих вечеров. Я брала Юру с собой, только переступала порог школы, как его подхватывали ребята, и до конца вечера у меня не было с ним проблем.
Я рассказала, что у Юры все хорошо, что работает на ГЭС. Когда все случилось, первые звонки поступили мне из Москвы и из Красноярска от моих первых учеников.
Связь поддерживаю постоянно со многими, интересно, как складываются их судьбы. Любимчиками были все, но были и особо запомнившиеся личности.
Из первого выпуска это Сережа Минин. Мальчик редкого аналитического склада ума, обладал необыкновенным внутренним и внешним обаянием. Он выбрал военную карьеру, побывал в горячих точках планеты, был ранен. Сейчас доктор наук, живет в Москве и преподает в Военной академии. Держит связь с одноклассниками, часто звонит мне. Вообще интересных ребят было много. По разному сложились их судьбы, у некоторых благополучно, а у иных сложно. Из выпуска 1993 года нашей школы было много талантливых ребят: Круговая Лена, Белоусова Света, Моисеев Андрей, Белова Света. И был еще Юра Финочко – хулиганистый, задиристый, отчаянный, он обладал ценнейшим качеством – верность дружбе. В его судьбу вторглась и основательно поломала первая чеченская война. Имея золотые руки, он до сих пор не может себя найти. Часто заходит ко мне. Меня очень тревожит его судьба.
- Алла Васильевна, если бы начать жизнь сначала, вы выбрали бы другую профессию, за которую лучше платят?
Алла Васильевна: Я сама часто об этом думала, но так и не увидела себя в другом качестве. У меня ведь была возможность сменить профессию. В Элите меня очень настоятельно звали работать в райком комсомола. Работа, естественно, лучше оплачиваемая и более престижная, хорошие возможности для карьеры. Я не согласилась. Оставить свой класс и сменить буйство школьной жизни на тихие коридоры райкома, для меня было абсолютно неприемлемо. И я ни разу в жизни не пожалела об этом. Когда в 1995 году Николаенко Николай Яковлевич – глава поселка позвал меня на работу в поссовет своим заместителем, я согласилась с условием, что сохраню часы в школе. Эти часы оплачивались очень дешево, без всяких коэффициентов. Я вела их 11 лет. Ушла потому, что в школу пришли два молодых специалиста историка, да к тому же еще и парни. Молодым надо освобождать место – решила я. К сожалению, крошечная зарплата вынудила их искать другую работу, школа потеряла двух перспективных мужчин педагогов.
- Что бы вы хотели напоследок сказать нашим читателям?
Алла Васильевна: Школьные годы – это самые лучшие годы в жизни человека. Понимание этого приходит к большинству только тогда, когда они проходят. Иначе чем объяснить огромную популярность сайта «Одноклассники», встречи одноклассников через 20, 30 лет, на которых маститые доктора наук, крупные руководители, рабочие, технички, ведут себя как мальчишки и девчонки, будто не было прожитых лет. Берегите свои школьные годы, школьную дружбу, возьмите из этих лет максимально все, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях».
интересно, но тяжело читать курсив
За замечания спасибо, но их все же следует отправлять на почту редакции, а не размещать в комментариях.
а вот в школе творится беспредел, выделенные деньги на ремонт спорт зала, весят где то в воздухе и рабочим которые ремонтировали зал не платили зарплату и они перестали делать его, дети из-за этого страдают, теперь нам и не зала и нечего... пожалуйста расмотрите этот вопрос, директор посёлка помогите.
Анастасия Распутина ученица 9В
Кто есть кто?
честно говоря, не верится, что это пишет мальчик , уж очень БОЛЬШАЯ редакторская взрослая работа! хотелось бы правды
а я поддержу: пусть редакторская, но не все так могут сказать и не у всех такая потребность рождется. когда человеку есть что сказать, то пусть редактируют - суть останется!
не понятно, какой правды хочет автор... человек достойно живет, хочет поделиться с людьми - это и есть правда! согласитесь, что есть люди, которые никогда о себе не скажут, потому что к себе не родилось уважение за прожитую жизнь, нет любящих потомков, которые с восторгом будут о них говорить и гордиться ими! остается только зависть и желание раскопать что-то порочащее... мы все не идеальны... и все-таки - так прекрасно, когда ТАКИЕ внуки!
Вот о том и речь:неужели так пишет внук? складно, без сучка. без задоринки! а то, что !бабушка хорошая -спору нет, только хочется, чтобы детки САМИ писали! а не за них! Надеюсь, жюри будет справедливым. Речь о том, что это не ребёнок написал, а про достоинства -нет и речи! Алла Васильевна, это ясное дело, личность
и вообще, не принимайте комментарий как критику, это сугубо личное мнение, почитайте Настоящие детские сочинения, вот это - трогательно!!!!!
Настрой, это сочинение написано уже подростком и, видимо, не глупым. А "трогательно" - это когда малыши пишут иди дети до 12, ну максимум 13 лет. Вы возраст-то тоже учитывайте
Да за ради Бога, учитываю, посмотрю оценки этого ученика при случае , не глупого подростка, радуюсь прям за него! столько эмоций, а знаки препинания - как после института!!! Учитываю я возраст!!!!
Ну, знаете, после института!!! В институте учат тем же знакам препинания, что и в школе. Если кто-то в школе русский не учил, не надо в этих де грехах и всех подряд обвинять.
\складно, без сучка. без задоринки\
так и хочется сказать: Алла Васильевна, куда вы дели ошибки внука в тексте? верните! не может он правильно писать!
ДА ПИШИТЕ, ЧТО ХОТИТЕ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ! Только хочется верить, что ребёнок, который напишет САМ, получит хорошую оценку своей работы...( посмотрим результаты , верю, что ребяток оценят! а не писанину взрослых!
Гостье - про знаки препинания, дело не в этом - суть моего мнения -выше. Хорошо, если мальчик такой грамотный. супер просто! у меня три диплома, этому предшествовало много-много лет, и то, при сдаче экзаменов в школе была 4-ка по русскому, запятая упущена была, что и говорить - супер грамотность автора интервью!
Гоге - что такие внуки есть -ПРЕКРАСНО!!!
Чтобы не делать ошибок текст пишите в Word , а затем копируйте в любое место!
Супер, Analytic!
И, вообще, детям учителя задали школьные сочинения для участия в конкурсе, а сочинения проверяются учителями и все ошибки исправляются ) Дети же не ходят сюда на сайт, чтобы информацию узнавать, им об этом в школе говорят.
Вот это тема! по-настоящему узнаешь односельчанина! сколько у нас интересных людей! вот о чем надо говорить! ведь это навсегда останется здесь...
От души радуюсь за Аллу Васильевну, хотя близко ее не знаю,,, но вобщем мы все здесь невольно друг друга знаем. Радуюсь за ее детей и внуков. Эти люди своим появлением в поселке прибавили хорошего!