Вечная юность обители муз: Черемушкинской школе искусств исполняется 35 лет
Не было бы счастья…
«В помещении столовой «Карловчанка», - писал в 77-м первый директор школы Георгий Николаевич Алмаев, - состоялась премьера детской оперы-сказки «Муха-Цокотуха», в которой дети языком песен и танцев рассказали своим папам и мама веселую историю о Мухе, Пауке и Комаре. Взрослые остались довольны таким подарком»…
Вообще создание музыкальной школы было инициативой гидростроителей: поселок у подножия ГЭС разрастался, обживался, и люди, обустроив быт, начали задумываться о взращивании прекрасного. Сначала школа представляла собой небольшой деревянный вагончик, а в 1982 «Советская Хакасия» сообщила, что юные музыканты переехали в новое двухэтажное здание – в теперь уже знакомую всем обитель муз, которая нынче тоже отмечает юбилей – 30 лет.
Переквалифицировать же музыкальную школу в школу искусств решили в конце 1980 - начале 90-х, когда подобного рода учебные заведения попали (вместе со всей страной) в непростые условия: чтобы совсем не потеряться, школа расширился свои функции, и к музыкальному направлению прибавились хореография и изобразительное искусство.
Так что, нет худа без добра. Вынужденная когда-то мера принесла хорошие результаты. Более того, на самом деле разговоры о необходимости подобных изменений велись еще в 1978-м! Одна из местных газет писала: «В практику Черемушкинской музыкальной школы входит показ детских опер, что требует большого искусства исполнения… отсюда и потребность в типовой школе искусств».
Но как бы то ни было, сегодня в школе считают, что трудные времена позади, и большие надежды возлагают на федеральные государственные требования, по которым с наступающего года будут жить все школы искусств в стране. Что это значит? Только то, что учебные заведения, еще десять-пятнадцать лет назад бывшие финансовыми аутсайдерами, начнут получать весомую поддержку от государства – со всеми вытекающими приятными последствиями.
Однако отбросим на время этот официоз и вернемся к истории школы. Несмотря на появившиеся новые направления, проблем с педагогами здесь не испытывали никогда. Еще когда школа открывалась, в Черемушки приехали только-только окончившие училища и институты молодые преподаватели – и остались в поселке. У многих в трудовой книжке до сих пор красуется одна-единственная запись: школа искусств.
Правда, сегодня вопрос с молодыми кадрами актуален и здесь. Тем не менее, в родные стены вернулись работать некогда выпускницы, а теперь педагоги отделения изобразительного искусства Ольга Косицина, Юлия Макарова, Екатерина Демшина…
- На музыкальном фронте ситуация немного сложнее, - говорит директор школы искусств Светлана Баженова (сама преподаватель изобразительного искусства), - но мы надеемся, что и тут вскоре появятся кадры - тем более что многие наши выпускники уже получают дальнейшее музыкальное образование.
Дорожка, проторенная Рихтером
А ведь именно благодаря своим педагогам школа быстро стала центром классической культуры Черемушек. О школе заговорили, на нее обратили внимание.
В 1986 году здесь побывал высокий гость - Святослав Рихтер, который гастролировал с концертами по Сибири. И так вышло, что всемирно известный музыкант открыл путь в Черемушки для других именитых деятелей искусства.
Впрочем, и о земляках школа не забывала. Та же «Советская Хакасия» 3 января 1986 года рассказывала о большом концерте для строителей и эксплуатационников ГЭС, посвященном вводу десятого, последнего гидроагрегата станции: «Звучали классическая и народная музыка, мелодии военных лет… Была встречена на «бис» песенка «Черемушки». Ее слова написала работница жилищно-эксплуатационного управления Зоя Ешина, а музыку - ученица седьмого класса Оля Моисеенко…».
- Замечательно то, что первые директора заложили очень хорошие традиции, - замечает Светлана Баженова, седьмой по счету директор школы (ее предшественниками были Георгий Алмаев, Маргарита Карасева, Александр Сакевич, Галина Ведерникова, Мильда Романовская и Елена Кузьмина), - и сейчас эти традиции мы трепетно сохраняем. Главная из них – филармонические концерты, ведь в Хакасию приезжают замечательные музыканты. Как бы нам ни было сложно, если у гостей есть желание (тут мы подключаем Республиканскую филармонию), один концерт мы обязательно проводим на базе школы – зал у нас прекрасный.
Часто бывает здесь семья Никифоровых – знаменитые наши пианисты, выступал в наших стенах «Коневец-квартет» - всемирно известынй мужской вокальный ансамбль из Петербурга, пел и любимый многими тенор Дмитрий Хворостовский. Мы понимаем, как важно иметь возможность слышать классическую музыку в живом исполнении ведущих мастеров. И эту марку стараемся держать на протяжении многих лет.
А ведь было время, вспоминает Светлана Вадимовна, когда на концерты приходилось чуть не насильно загонять слушателя. Теперь с родителями (основной публикой) проводится большая работа, и понемногу скептичные взрослые начали понимать, что таких встреч у их детей нигде может и не случиться, кроме как в школе.
- Я когда сюда пришла, - говорит Баженова, - поняла, что школа замечательная, педагогический состав великолепный, но в силу того, что мы находимся вдали от больших городов, нам не хватает свежей струи. А значит нужно чаще приглашать интересных людей: ведь здесь отличная база и нам очень хорошо помогает Саяно-Шушенская ГЭС – в частности, решает вопрос по проживанию больших групп гостей (самый сложный). Поэтому надо активнее работать в данном направлении.
И работа началась. Не так давно здесь прошел концерт московского гитариста-виртуоза Евгения Финкельштейна. После выступления Евгений Юльевич, завкафедрой классической гитары Государственной классической академии, член жюри многих международных музыкальных конкурсов, провел мастер-класс для ребят и преподавателей.
- Работать с ним было очень легко, - признается Светлана Баженова. – Причем Евгений Юльевич настолько вдохновился Черемушками и школой, что предложил провести у нас международный конкурс для детей и юношества по классической гитаре и пообещал возглавить жюри. Вы представляете, какой это уровень и какой уникальный шанс!..
Второй год в Черемушки с мастер-классами по ритмике и слушанию музыки приезжает одна из ведущих преподавателей музыкальной школы при Новосибирской консерватории (далеко не последнее учебное заведение в стране) Людмила Владимировна Гончарова. Послушать мастера съезжаются педагоги со всей Хакасии и Красноярского края.
С консерваторией, к слову, завязались самые дружеские отношения, которые еще больше укрепились после того, как группа детей-победителей школьного вокального проекта «Я выбираю искусство» съездила в Новосибирск на фестиваль «Запад – Сибирь - Восток», где не только хорошо выступили и отдохнули, но и познакомились с потенциальной будущей профессией. Эта поездка вдохновила ребят, о чем они не преминули с восторгом рассказать своим преподавателям.
К прекрасному - с младенческих ногтей
Кстати, педагогам Черемушкинской школы искусств впору уже самим организовывать мастер-классы. Опыт и профессиональный уровень позволил им уже дважды провести открытый городской детский конкурс «Саянский дебют», который очень хорошо приняли и в республике и за ее пределами.
«Саянский дебют» включает в себя три номинации: «Инструментальное искусство» (фортепиано, народные инструменты), «Вокал» (академическое пение) и появившуюся только на второй год «Театральную постановку», в которой выступали ребята из Черемушек, Майны, а также – победители в этой категории – дети из Кызыла.
Участвуют в конкурсе дошкольники – что тоже явялется своеобразным ноу-хау педагогов-музыкантов из Черемушек: обычно эта возрастная категория нигде не «показывается». При этом на конкурсе (который организаторы мечтают со временем сделать республиканским) в школе решили не останавливаться.
Так, здесь открыта Группа раннего эстетического развития, ставшая важным звеном всего образовательного процесса. В школе рассудили: чем раньше ребенок начнет приобщаться к прекрасному, тем для него проще будет вхождение в первый класс, ведь перейти к серьезным занятиям искусством легче с игровых форм, чем с «улицы».
Занимаются в группе дети с трех лет. И пробуют они все: изучают ноты, поют, танцуют, рисуют и устраивают театральные постановки. Это направление было сформировано еще до прихода нынешнего директора. При ней же появилось еще одно удивительное новшество:
- Когда после аварии в поселке сложилась очень тяжелая психологическая ситуация, - рассказывает Светлана Вадимовна, - на нашей базе были организованы детские объединения, к нам стали приходить студенты…
И вдруг совершенно случайно приходит идея (которая, впрочем, давно витала в воздухе): организация группы «Мама и дитя» для малышей самого раннего возраста (сегодня в ней занимаются ребятишки с полутора лет). Занятия проходят дважды в неделю, в программе - изобразительное и музыкальное искусство. И преподаватели, которые работают в этой группе, отмечают, как буквально на глазах происходит развитие ребенка. И самое замечательное, что рядом с малышом находится мама, которая тоже учится.
Тех, кто занимался в подобных подготовительных группах, в школе уже считают «своими» детьми, и когда приходит пора подросшему ребенку выбирать направление дальнейшей учебы в школе искусств – никаких вопросов не возникает.
Но как быть с теми, кто пришел с «улицы»? Этих ребят тоже не хотят терять. Просто в ходе вступительных испытаний педагоги пытаются определить склонности и таланты будущего ученика: не может ребенок петь? Возможно, у него талант к живописи или танцам…
Здесь, как бы ни было трудно, важна честность, убеждена Светлана Баженова: если ребенок не имеет вокальных данных, его нельзя выводить на сцену (а сцену проходят все ребята-музыканты, с ними по этому вопросу даже психологи работают). Важно тактично его перенаправить. Потому что все дети талантливы. Другой вопрос – в чем.
Планов громадье
Это все настоящее. А что же в будущем?
В самом ближайшем будущем – поездка на очередной международный музыкальный конкурс. И тут, как всегда, вся надежда на спонсоров и родителей, которые, к слову, с большим пониманием относятся к подобным затеям. Помогает школе и город. Вообще благодаря этим трем китам: муниципалитету, спонсорам и родителям – воплощаются в жизнь многие проекты школы искусств.
Как, например, идея провести один из этапов Всероссийского конкурса имени Кенеля на базе школы. Ведь это потребует определенных вливаний – не только эмоциональных и профессиональных, но и материальных: как-никак зданию школы уже тридцать лет…
Однако вернемся к высоким материям. В наступающем году традиционно пройдет и «Малая филармония»: проект для ребят из детских садов и учебных заведений - особенные концерты, где артистами выступают воспитанники школы искусств.
На выпускников ляжет особая ответственность: выступать перед старшеклассниками из школ поселка. Ах, как боялись этой циничной вроде бы публики на первом концерте! И вдруг – в зале тишина. Оказалось, что созерцание сверстников, которые могут творить такую музыку, действует сильнее любой агитационных бесед о необходимости эстетического воспитания. И ведь многие из зрителей и не подозревали, что их одноклассники – музыканты! Что и говорить: первый же концерт в корне поменял отношение ровесников к «ботаникам» из «музыкалки»…
Но все же главным грядущим событием станет, конечно, празднование 35-летия школы искусств. Уже открыты выставки изобразительного искусства (да, что-то мы совсем забыли о юных живописцах – воспитанниках школы, а меж тем многие из них блестяще сдают экзамены в художественные и архитектурные вузы страны!), проходят последние репетиции юбилейного концерта.
Школа искусств поселка Черемушек с радостью приглашает вас на праздничный концерт, посвященный 35-летию маленького храма муз, которым по праву гордится поселок, город и республика.
Состоится торжество 20 декабря, в 18 часов.
Анна ПАВЛОВА
Я помню концерт Рихтера в Черёмушках! Огромная голова, огромные руки и огромная музыка...