Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

Вчера, 40 лет назад…

24 декабря 2012 года, 10:14
Бригада бетонщиков Михаила Полторана

История в нашем сознании – понятие довольно абстрактное, прочно связанное с чем-то бывшим давным-давно и потому, наверное, малореальным. Тем удивительнее и приятнее встречи с людьми, писавшими важные страницы отечественной истории. Их рассказы - оживающие картинки прошлого, смотреть которые – увлекательнейшее занятие.

Всесоюзная слава

В 1972 году был уложен первый кубометр бетона в водосливную часть плотины Саяно-Шушенской ГЭС. Представить только: насыпи посреди могучей реки, а в центре (в окружении медленно, но верно поднимающейся толщи воды, между прочим!) – и не думающие о страхе энтузиасты, работяги каких нынче поискать. Молодые ребята и девчонки со всего Союза, полные спокойной гордости от того, что они – вершат историю.

…Встречая нас, журналистов, Михаил Полторан признался, что внимания прессы к своей персоне старался всячески избегать еще с тех самых пор, когда стройка в Карловом створе только начиналась. А уж вниманием журналистов Михаил Иванович, глава легендарной бригады бетонщиков, слава о которой гремела по всему Союзу, был не обижен.

Но на этот раз в преддверии знаменательной даты – 40-летия со дня укладки исторического бетонного «кубика» -  избежать встречи с нашей пишущей и снимающей братией ветерану не удалось.

И выяснили мы, что родом наш герой из Гомельской области Белоруссии, там же, в профтехучилище города Речицы, он и получил специальность. Еще до армии успел поработать на целине в Казахстане, потом на сахарном заводе в Белгородской области. Ну а вскоре после армии (три года в Удмуртии) Михаил Полторан в числе других таких же,  молодых и рьяных, отправился по комсомольской путевке на Красноярскую ГЭС. А оттуда же не было 22-летнему бетонщику иного пути, как на строительство Саяно-Шушенской станции.

- Когда приехал сюда, внизу только стояло три щитодомика, в них и жили, - рассказывает ветеран.

В то время на стройке в упорном социалистическом соревновании на звание лучшего боролись три рабочих коллектива: бригада Налетова, строившая дома в Саяногорске, бригада арматурщиков Полищукова и бетонщики Полторана, которые в итоге и вырвались вперед по всем показателям, заявив о себе всей огромной стране, пристально следившей за стройкой в Саянах. При этом полторановские ребята еще умудрялись оказывать шефскую помощь детскому дому в Табате, отчисляли туда заработанные деньги.

Бригада, возглавляемая Михаилом Ивановичем, носила имя Героя Советского Союза, разведчика-партизана Николая Кузнецова и насчитывала поначалу около ста человек. Потом из нее стали выделяться более мелкие бригады (Полторан одно за другим перечисляет славные имена бригадиров: Борзов, Полищуков, Ванчагов, Мащенко…). Работали бетонщики, приехавшие со всего СССР, четырьмя звеньями в три смены (одно звено – в резерве).

- Нам сделали насыпь от берега до средины Енисея – метрах в ста от нынешнего водобойного колодца, замкнули, выкачали воду и вырыли котлован. И мы стали бетонировать, - говорит Михаил Иванович.

При этом, отмечает он, рабочие до конца не представляли, какая красота у них получится, – просто хорошо выполняли каждый свою работу. Будто живя по старинному рыцарскому девизу: делай что должно, и будь что будет.

Бок о бок с Михаилом Ивановичем трудилась и его супруга Людмила Ивановна, работавшая крановщицей. Познакомились и поженились они еще в Дивногорске.  Сыграли комсомольскую свадьбу: бригада на заработанные деньги сняла кафе. Позже родились у четы Полторанов сын (кстати, ныне - работник ГЭРа) и дочь, сегодня Михаил Иванович – трижды дедушка.

Он отдал станции сорок лет, получил немало правительственных наград, среди которых два ордена Трудового Красного Знамени и орден Ленина (но «увешиваться» ими Полторан не любит – стесняется). После завершения строительства Саяно-Шушенской ГЭС, Михаила Ивановича с бригадой приглашали для консультаций на многие подобные объекты: строили они и Курейскую, и Бурейскую ГЭС, помогали на Красноярской и даже были командированы на строительство станции во Вьетнаме.

 Годы идут, и ряды легендарной бригады Полторана, увы, заметно поредели. Но ветераны не забывают друг друга: те, кто остался, держат связь, вспоминают молодость и ушедших друзей. И, конечно, испытывают вполне закономерную гордость за причастность к созданию крупнейшей в России ГЭС.

- Вот пугают народ всякими трещинами. Как последний раз начало трясти, все соседи забегали, стали выскакивать из домов, супруга моя – и та собралась с документами на улицу. Я сказал: никуда не пойду. Ничего ей не сделается, как стояла плотина, так и будет стоять. Всех нас еще переживет, - усмехается Михаил Иванович. И угощает нас яблокам из собственного сада, особенно удивительными и вкусными среди зимы…

Энтузиазм и дисциплина

Комсорга бригады плотников-бетонщиков Ивана Жолоба мы нашли… в Черемушкинской школе №1. Оказалось, что с 1 сентября Иван Васильевич поменял профессию и теперь числится школьным плотником. Не отходя от рабочего стола, заваленного всевозможным столярным инструментом, Жолоб по нашей просьбе запросто (будто вчера все произошло) восстановил события 40-летней давности.

 - Утро как утро было. Укладку первого кубометра бетона решили приурочить к важному юбилею: 50-летней годовщине образования СССР. Бетон, чтоб не замерз (декабрь же на дворе), укрыли специальной пленкой. Прогрели основание, убрали рыхлую породу, геологи проверили скалу на прочность, еще раз убрали ненадежные пласты – скалу взрывали мелкими взрывами почти до монолита.

И только когда геологи дали добро, поставили опалубку. Контролировали все жестко, замечает Иван Васильевич: ведь первый куб бетона был не просто символом. Он стал началом одного из важнейших участков Саяно-Шушенского гидроузла – водосливной части плотины, призванной сдерживать 242-метровую стену воды.

 Уроженец Башкирии, Иван Жолоб приехал на стройку в Саянах уже из Тольятти, где два года на тот момент строил Волжский автозавод и был монтажником второго разряда. Было это в 1970 году, и наш герой совсем немного опоздал на укладку первого куба в водораздельную стенку.

- У меня имелось удостоверение №1 Куйбышевгидростроя, поэтому я легко влился в коллектив, - улыбается Жолоб. – А поскольку я уже был коммунистом, мне доверили быть комсоргом бригады бетонщиков, и все вопросы мы решали вместе со звеньевым и бригадиром.

Энтузиазм молодых строителей ГЭС тесно соседствовал тогда с дисциплиной. И прогульщикам серьезно доставалось на комсомольских собраниях. Причем прогульщики-то были одни и те же! Но, проштрафившись, они потом работали в три смены, чтобы реабилитировать себя и остаться в бригаде. Даже такие несознательные товарищи понимали, какому историческому событию они являются свидетелями и участниками.

- Помогали мы и с жильем, - говорит Жолоб о своей тогдашней комсорговской работе. – Ребята приезжали отовсюду по комсомольским путевкам, и это было святое – устроить человека, выделить ему комнату в общежитии.

Сам Иван Васильевич построил себе временное жилье в Солонечном логу, где семейные ставили домики-«засыпушки», покрытые шлаком (тогда здесь стояло 46 домов, сейчас осталась только баня). В «засыпушке» они с женой прожили четыре года, там же родилась дочь. Потом Жолобам выделили квартиру в только что построенном 42 доме.

Кстати, супруга бывшего комсорга бетонщиков работала поваром в столовой «Карловчанка», где круглосуточно кормились строители станции. Там же, в поселке Карлов, в здании старой школы располагалось первое управление основных сооружений: его Иван Васильевич показал нам на одной из фотографий, развешенных на стенах нынешней первой школы Черемушек: «Здесь я устраивался на работу».

Со временем наш герой сам возглавил одну из бригад, выделившихся из бригады Михаила Полторана, и также, как и его прежний бригадир, ездил в командировки с консультациями. На той же Березовской ГРЭС бетонщики с Саяно-Шушенской станции изрядно озадачили местных коллег своими нестандартными подходами и в разы более быстрыми решениями поставленных трудовых задач.

 - Консультировали мы и строителей нашего берегового водосброса, - замечает Иван Васильевич, 41 год проработавший на СШ ГЭС, - «лечили» мы и Вилюйскую плотину… Нашу плотину мы тоже «лечим» - но это скорее профилактика. Саяно-Шушенская ГЭС не рушится, ее не размыло – просто нужно все держать под контролем.

…Держать под контролем, выявлять и, главное, устранять неполадки Иван Жолоб любит и умеет. Потому на нынешнем месте работы он чувствует себя отлично. И хоть в школу приглашали ветерана на временную работу, узнав, что кроме плотничества Жолоб умет делать… все, его попросили остаться подольше. Так что не исключено, что первую школу мы скоро не узнаем (вы бы видели, каким азартом горели глаза Ивана Васильевича, когда он описывал нам фронт своих работ!). А что? Ветераны ГЭС еще и не на такое способны. Во всяком случае, судя по нашим героям, пороху им не занимать.

Аватар пользователя aleksandrovna
Не в сети
Регистрация: 18.08.2010

Спасибо за воспоминания.... трогает... это наши лучшие годы жизни!

Гость14

Давайте, например, в ДК сделаем КНИГУ ВОСПОМИНАНИЙ - пока еще живы ветераны, может на досуге придут и напишут что-нибудь для истории. Я бы еще почитала - понравилось. В каком-то видеожурнале о СШГЭС услышала, что ушла под воду баржа со 2 и 3 колесом. Как доставали - расскажите, кто помнит

Даша

Здравствуйте,хотелось бы узнать здесь есть люди, которые знали Калинникова Вячеслава!? он работал на СШГЭС. я его внучка и мне бы хотелось пообщаться..

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.