Маленький общероссийский референдум в пользу культуры состоялся
Удивительно, но такое бывает: ты сидишь дома в уютном кресле и вспоминаешь невозвратимые моменты, которые будто происходили не с тобой. Вот сейчас на столе у меня стоят сувениры из Москвы, фотография нашей группы с Леонидом Ярмольником и организаторами конкурса, а в душе теплые, радостные воспоминания о новогодних каникулах, проведенных в столице нашей Родины.
С чего всё началось… 1 сентября 2012 года известный актёр Леонид Ярмольник и Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина объявил всероссийский конкурс сочинений на тему «Можно ли жить без искусства?».
Как выяснилось, из России пришло 80 работ, но победителями стали 11 ребят: 6 из Хакасии, остальные из Ульяновска и Москвы. Победители были приглашены в столицу на награждение, которое состояло из целой культурно-развлекательной программы: посещение музеев, театров и встречи с интересными людьми. В числе победителей оказалась я и… теперь уже мои друзья!
Эта поездка - прямое доказательство того, что чудо происходит тогда, когда его совсем не ждешь. Каждый из нас понял, что нужно действовать всегда, стремясь к новым вершинам. За четыре насыщенных дня мы посетили Красную площадь, Третьяковскую галерею, Арбат и многие другие значимые места Москвы.
Каждый вечер мы были в именитых театрах: Малый театр под руководством Ю. Соломина (пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»), Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (опера Пуччини «Богема»), театр-студия П.Фоменко («Три сестры А.П.Чехова), СТИ («Записки Чехова»).
Нам безумно нравилось примерять роль истинных театралов, радуясь игре замечательных актеров. Также мы встретились с очень интересными людьми, беседа с которыми хоть немного, но изменили наше мировоззрение. В мастерской театрального художника Давида Боровского произошла встреча с удивительной женщиной, театральным критиком - Риммой Кречетовой. Она родом из Иркутска, но училась на театроведа в Москве и до сих пор продолжает творческую деятельность в столице. Так точно и мягко она говорила нам о жизненных вещах, тонко и деликатно дала понять, что нужно читать литературу обязательно, никакая современная техника не заменит нам этого.
В метро и там я очень любила наблюдать за людьми. Для них поездка в метрополитене - это время, когда они хоть как-то могут погрузиться в свои мысли, отдохнуть, а я внимательно наблюдала за ними. Очень разный и интересный московский народ, особенно мне понравилась молодежь - такая разная, современная, яркая. Например, студенты второго курса режиссерского факультета ГИТИСА, которые в последний день нашего пребывания показали восемь миниатюр Шекспира. Мы были поражены блистательной игрой молодых талантов, а потом пили чай и обменивались интересной информацией. Мы им рассказали, где находится республика Хакасия. В представительстве республики Хакасия в Москве, куда нас тоже пригласили, за чашечкой чая с Максимом Петровичем Аткниным побеседовали о различиях жизни в Москве и в нашей Хакасии.
Уверена, эта поездка для каждого из нас не прошла даром. Посмотреть достопримечательности Москвы, познакомиться с историей культуры - все это очень интересно и незабываемо. Но главное - это поездка помогла понять самого себя, оценить свои возможности и шансы. Я поняла, что большой город - это моё, насыщенная жизнь, большие возможности, очень много людей с разными традициями и культурой. А ведь не было бы этих впечатлений, если бы я не приняла участие в этом конкурсе, просто выразив свое мнение о значимости искусства в современном мире. Так я могу сказать с уверенностью: нельзя прожить без того, что делает нас лучше, заставляет стремиться к чему- то высокому. Нельзя прожить без искусства! Физическая жизнь человека без искусства возможна, но как личности - нет. Как и тело, дух имеет свои потребности, если кто- то этого не понял, ему говорим: пора!
Екатерина ШАРАПОВА, Абакан
Хроники Мастерской Давида Боровского
5.01. — 8.01. В «Мастерской Давида Боровского» — заключительный этап объявленного музеем ещё в сентябре конкурса сочинений школьников на тему «Можно ли жить без искусства?» Сочинения пришли из разных городов и сёл — из Алтайского края, из Хакасии, из Ульяновска, Кинешмы, из Бурятии… Десять школьников-победителей пригласили в Москву. Все эти дни зимних каникул ребята работали над посланием сверстникам, ходили в театры, музеи, на экскурсии по Москве, большинство из них оказались в столице впервые.
8 января день начался встречей с ребятами Генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Дмитрия Родионова, актёра Леонида Ярмольника и художника Александра Боровского.
Дмитрий Родионов пожелал всем победителям конкурса на всю жизнь сохранить юношескую энергию, которая чувствовалась в сочинениях. Леонид Ярмольник, обращаясь к ребятам, сказал, что культура и искусство будут только прирастать, если их будут создавать такие люди, как они. «Теперь мы можем смелее стареть, — добавил он, — сердце и мозги остаются, и никакой Интернет их не победит». Затем состоялось вручение подарков, каждый из победителей, помимо музейных сувениров получил по айпэду.
Во время чаепития школьники рассказывали, чем прежде всего запомнится им поездка в Москву:
— Очень понравился спектакль «Три сестры» в театре Петра Фоменко и первое в жизни посещение Третьяковской галереи.
— Поездка дала возможность ощутить, на что ты способен, кто-то понял, что большой город — это для него, а кому-то захотелось оставаться в маленьком.
— Для нас составили потрясающую программу, продуманную до мелочей. Каждый день был расписан по минутам, а возвращаясь вечером в гостиницу, мы обсуждали увиденное. Мы и раньше знали, что искусство — это сила, а теперь убедились в этом окончательно.
— Когда я писал сочинение, то просто хотел быть услышанным. Я сам отправил его на конкурс и до последнего момента не верил, что окажусь в Москве. Моя главная мечта с детства — увидеть Кремль и картину Васнецова «Три богатыря», потому что меня сравнивали всегда с Ильёй Муромцем. Из спектаклей, что мы видели, больше всего понравились «Игроки» по Гоголю в Студии театрального искусства Сергея Женовача.
— До сих пор в шоке от Москвы, неизгладимое впечатление. Особенно поразила старая Москва. Уже вспоминаю, как нереальный сон. И ещё опера! Впервые попасть в оперный театр — увидеть, услышать вживую оркестр, артистов — потрясающее впечатление! (ребята были в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на оперных спектаклях «Евгений Онегин» и «Богема»).
— Этот конкурс — доказательство, что каждый должен верить в себя и свои силы.
— Попасть в Москву — это большая удача. Кремль наяву совершенно другой, чем по телевидению.
— Очень много впечатлений, слов не хватает. И очень много идей на будущее.
— Я родилась в Москве. Это город суеты и спешки, из-за них часто люди не замечают прекрасного. А эта программа будто бы остановила время, четыре дня как вечность, столько всего произошло.
— Очень приятно, что оказалась здесь. Учительница объявила о конкурсе на всю школу, все писали сочинения, а выбрали меня. Больше всего понравились театры, осоенно Малый, в котором смотрели «Горе от ума».
— Мы раньше даже не знали о существовании Бахрушинского музея, а теперь расскажем о нём своим друзьям…
«По статистике в театры ходят четыре процента людей, — заметил Дмитрий Родионов, — аудитория театральных музеев и того меньше. И наша задача — расширять круг любителей театра при помощи различных популярных программ. Мы очень рады, что благодаря конкурсу вы узнали о Бахрушинском музее. В этом году исполняется сто лет с того дня, как его создатель Алексей Александрович Бахрушин подарил музей государству. Сегодня он занимает одно из первых мест в стране среди музеев по величине своих коллекций». На вопрос, что его больше всего привлекло в школьных сочинениях, Дмитрий Родионов ответил: «Взрослые мысли, неожиданные самостоятельные суждения, а иной раз и афористичность умозаключений. Например, у одного из ребят была такая фраза: «Организм без искусства жить может, а вот личность никак».
Решено, что сочинения, прошедшие конкурс (их больше семидесяти) Бахрушинский музей издаст книгой. Обращение к сверстникам назвали «О пользе искусства в жизни людей», каждый поставил свою подпись, и Леонид Ярмольник тоже. В заключение — общее фото на память.
8.01. 16 ч.
Студенты РАТИ-ГИТИСА, режиссёры и актёры — ученики Евгения Каменьковича — показали отрывки из пьес Шекспира. Экспозиционное пространство Мастерской Давида Боровского превратилось в сценическую площадку, освещённую «умным» светом софитов. Евгений Борисович очень деликатно использовал пространство, сам вел программу. Это были не просто куски из Шекспира, а некое представление, выстроенное в драматургии с учётом восприятия и жанра. «Гамлет», «Макбет» и снова «Гамлет», а затем «Два Веронца» и «Мера за меру», и только потом любовные игрища из комедии «Сон в летнюю ночь» и сватовство из «Хроник Генриха VI» почти в объятиях фарса и полный иронии фрагмент с письмом из «Меры за меру». Как это было красиво, стильно, содержательно, театрально. Студенты второго курса играли точно, тонко, играли Шекспира на языке оригинала, играли на французском и русском, интонируя грамотно, внятно, не теряли изящества в гротеске. Гости и школьники были зачарованы тем, как из ничего возник театр.
«Пришел Евгений Каменькович, в момент организовал пространство, на белые стулья положили программку (которую у нас напечатали); сам очаровательно вёл представление (именно представление из отрывков Шекспира), студенты второго курса нас поразили умной и тонкой игрой. Записавшиеся на мероприятие и наши дети были в восторге. Потом студенты и школьники пили чай с конфетами и пирожками, обсуждали Шекспира, рассказывали о бедах и радостях студенческой жизни. Таким образом завершился и конкурс и додинский Шекспир живым (жизненным!) событием. Евгений Каменькович уехал, а дети и студенты пили чай с конфетами и пирожками, и так были счастливы от общения, что все это показалось мне живым, жизненным завершением нашей первой выставки, посвященной одному спектаклю — „Королю“ — и авторскому театру Льва Додина и Давида Боровского».
Н.Х. ИСМАИЛОВА, зав. Музеем Д. Боровского
О конкурсе и его итогах
«Наш конкурс — не экзамен и несколько отличался от привычного «мы ищем таланты». Нам хотелось узнать, что думают дети о культурной среде, в которой живут, что они ценят, к чему стремятся. Письма шли из разных городов и сел — из Алтайского края, из Хакасии, из Ульяновска, Кинешмы, Череповца, из Бурятии... Эксперты оценили сочинения по 12-балльной системе: 12 баллов получили Катя Колеватова из Абакана, Илья Синяков и Екатерина Манаковская из Москвы. Еще восемь авторов получили 11+. Это Люба Бахмутская, москвичка, Марина Дуняшина, Алия Фахуртдинова из Ульяновска, Татьяна Ворошилова, Дарья Солтан из Саяногорска, Анастасия Голубева из Усть-Абакана, Илья Бривкольн из Ширинского района Хакасии и Екатерина Шарапова из Абакана. 75 сочинений включены в книгу «Можно ли жить без искусства?», которую мы посвятим памяти Алексея Александровича Бахрушина. Их авторы получат диплом участника «За ясные мысли и добрые чувства».
Мы считаем, что наш маленький общероссийский референдум в пользу культуры состоялся! Мы благодарим всех учителей, принявших участие в культурно-просветительской акции. Им принадлежит особая роль в проведении конкурса. Учителя русского языка и литературы, педагоги искусства, воспитатели на уроках, в беседах и дискуссиях подготовили своих учеников к самостоятельным суждениям, и это самое важное. Культурный дух столицы привлекает молодежь, взаимодействие с ним благотворно влияет на умы. Учителя это отлично понимают, благодаря их усилиям Конкурс вызвал интерес к проблемам культуры в отдаленных уголках страны, в городах и посёлках, объединил молодых людей в единое культурное сообщество. И теперь надо искать формы, чтобы поддерживать этот взаимный интерес».
Дмитрий РОДИОНОВ, генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина:
Конкурсные работы учениц лицея «Эврика»
"Искусство – выражение самых глубоких мыслей самым простым способом."
Альберт Эйнштейн
Искусство! Такое привычное слово. Слышим его часто в школе, дома из динамика телевизора и даже на улице в простом бытовом разговоре. Слово-то привычное, и что оно обозначает, в общем-то, знаем, но я решила заглянуть в этимологический словарь. И вот читаю: происходит от латинского «искус» - «опыт, проба», старославянского «истязание, пытка». Невольно ухмыляюсь. Да уж! Для многих современных школьников искусство – настоящее истязание. То книги большие и непонятные заставляют читать, то рефераты писать, то стихи учить. Приобщение к искусству даётся нелегко! Однако оставим шутки. Искусство – дело серьёзное. Настоящее искусство рождается в муках творчества, заставляет людей переживать, чувствовать и сострадать. Признаюсь честно, только узнав происхождение этого слова, я впервые задумалась о его силе, магии и волшебстве. Но к искусству давно имею особое отношение…
Я живу в небольшом сибирском посёлке, который расположен рядом с самой большой в России гидроэлектростанцией – Саяно-Шушенской. У нас нет театра, музея, зато есть Школа искусств! С раннего детства я, как многие мои подружки, стала посещать эту школу. Мне нравилось рисовать. Создавать образы, используя кисти и карандаш, было интересно. Просто удивительно, как на чистом листе бумаги вдруг появляется нечто и уже начинает свою собственную жизнь. В эти минуты я представляю себя творцом, которому подвластно всё. Я могу создать целый мир!
Да, представить легко – воплотить трудно. Столкнувшись с первыми неудачами и проблемой нехватки времени, я решила оставить художественное отделение и заняться посерьёзнее уроками. Искусство требует жертв! Испытывает и искушает. Жертвой искусства я не хотела быть… И с каким облегчением вздохнула! Радовалась тому, что не надо после обеда бежать во вторую школу. Появилось время и … какая-то пустота. Это казалось невероятным, но я вдруг поняла, что в моём внутреннем мире что-то растёт, мучается и терзается. Просится наружу, мечтает воплотиться.
Потребовалось два года, чтобы понять: жить без моего маленького волшебного мира, где я творец и создатель, НЕ МОГУ! Сейчас я опять ученица Черёмушкинской школы искусств, чему очень рада. Совсем не в тягость заниматься любимым делом осознанно и с душой.
В будущем я планирую стать театральным художником. Почему театральным? Такая мечта зародилась, когда я впервые попала в Минусинский театр. Он славится своими традициями, несмотря на то, что находится в маленьком городке на самом юге Красноярского края. Театр располагается в старинном здании и имеет свой музей театрального искусства.
Минусинский драматический театр считается одним из старейших театров Сибири. А все началось в середине XIX века с небольшой самодеятельной группы энтузиастов, увлеченных драматическим искусством. Около 1880 года в Минусинске образовалось музыкально-драматическое общество, которое возглавила актриса Олимпиада Александровна Волконская. Участниками кружка были и интеллигенты, и купцы, и купеческие приказчики, и даже те, кто вовсе грамоте не был обучен. Датой рождения театра считается 28 ноября 1882 года. Значит, скоро мой любимый театр отметит круглую дату – 130 лет.
Впервые я попала в театр почти случайно – была организована поездка для школьников, поехала за компанию. Но уже с первых минут пребывания оказалась в плену невероятных ощущений. В небольшом фойе с колоннами и тяжелыми портьерами, пропитанными каким-то особенным непередаваемым театральным запахом и духом таинственного волшебства, я поняла, почему «театр начинается с вешалки»! А далее зрительный зал с партером и балконом (в нашем поселковом ДК совсем другой зрительный зал), три звонка, кулисы, декорации, актёры… Полтора часа на одном дыхании. Признаться, не помню названия спектакля и даже его содержания. Запомнилось совсем другое – ощущение прикосновения к высокому, чистому, божественному.
После спектакля нашу группу повели в музей, который находится в нескольких маленьких комнатках, бывших гримерках. Чтобы туда попасть, нужно было пройти через сцену! Я немного отстала от всех, остановилась и огляделась. Вот они, те декорации, которые только что я видела из зрительного зала. Какие же они вблизи другие. Такие нелепые, несуразные, покинутые… В музее мы рассматривали старинные костюмы, маски, афиши. Всё это сохранилось благодаря энтузиастам, людям, влюблённым в театр.
Узнав, что в Москве есть Театральный музей им. А.А.Бахрушина, я мечтаю в нем побывать и увидеть все 1,5 миллиона экспонатов. Представляю, насколько они ценны и удивительны!
Взрослые должны обязательно постараться «влюбить» молодёжь в театральное искусство. Мне кажется, тот, кто прикоснулся к этому волшебству, сам становится чудотворцем. Этот человек всегда будет стремиться к прекрасному, будет развивать его в себе. Искусство, по словам Ф.М.Достоевского, помогает человеку отыскать идеал, а значит, помогает понять цель жизни, её смысл. Искусство помогает нам, подросткам, обрести себя и не заплутать в жизненных лабиринтах. БЕЗ ИСКУССТВА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Дарья СОЛТАН
***
Можно ли жить без искусства? Для меня искусство - это большая часть меня самой. Моя жизнь очень тесно связана с искусством. В частности, с живописью. Именно без этой деятельности я и представить не могу свою жизнь. Так же, как и музыкант без музыки или как танцор без движения. С самого раннего детства я держу в руках кисть и карандаш. Ещё в те годы моей жизни желание изображать что-либо на холсте проявлялось с большой скоростью.
Учиться профессиональному рисованию для меня не только приятно, но и трудно! Многие даже и не представляют, сколько усилий можно затратить на живописную или карандашную работу размером с альбомный лист. На это могут уйти как часы, так и дни…. Но результат зачастую стоит этих стараний. Приятно слышать, как людям нравится то, что ты делаешь. Со временем всё это превращается в твою жизнь! Лично я, смотря на пейзаж или композицию, на человека или даже на животное, подсознательно думаю: «Как правильно это нарисовать? Сколько усилий у меня займет работа? Чем ее лучше нарисовать? Карандашами или красками?»
Из каждой успешно выполненной работы я привыкла выносить и запоминать что-то новое. К четырнадцати годам мне известно, как правильно положить краску, какой оттенок лучше взять для тени, а какой для теплой стороны предмета, я знаю, как придать предмету объём и как выдвинуть его на первый план или спрятать, оставляя едва заметным в постановке. И это ещё начало! Перечисление всех моих знаний и умений заняло бы большую часть моего сочинения…
Я могу гордо сказать, что мне нравится видеть мир не так, как его видит человек, не имеющий отношения к искусству. Рисование подарило мне множество возможностей и уважение к труду, как к своему, так и к труду окружающих. Искусство подарило мне способность представлять мир в тысяче оттенков и деталей. В жизни я замечаю каждую мелочь и получаю удовольствие от каждого приятно прожитого момента. Мне кажется, всё, что делает человек с удовольствием и с выражением себя - это искусство. Даже любовь… Люди дарят радость друг другу и незабываемые моменты. Учат и сами учатся чему-то от других людей. Разве это не искусство? Для меня ответ на вопрос «Можно ли жить без искусства?» очевиден. Прожить, наверно, без искусства можно, ЖИТЬ нельзя!
Елена МАТВИЕНКО
P.S. Cочинения будут опубликованы в книге по итогам конкурса «Трактат XXI века о силе искусства» уже в марте этого года.
Helpful info. Fortunate me I found your website by accident, and I am stunned why this twist of fate didn’t took place earlier! I bookmarked it.
coupon codes amazon 10% http://www.blackplanet.com/your_page/blog/view_posting.html?pid=5477386&...