МузЭнергоТур оценили в Черемушках
«Титул наименее населенного пункта, принимающего МузЭнергоТур, уходит от тувинского Чадана к поселку городского типа Черемушки, входящего в состав муниципального образования Саяногорск (впрочем, там до Саяногорска 45 километров - это чтобы рафинированные москвичи оценили сибирский размах; для справки, от Кремля 45 километров по прямой - это до Раменского). Население 8500 человек. Концерт пройдет в ДК "Энергетик" с залом на 560 мест. До Саяно-Шушенской ГЭС - еще пять километров. Из поселка туда ходит трамвай, единственный в Хакасии. Мне уже самому стало интересно...» - написал незадолго до визита в наши края в одной из соцсетей продюсер тура Юрий Льноградский.
И надо полагать, Черемушки не разочаровали заинтригованных артистов - ни сибирскими красотами, ни местными достопримечательностями, ни теплым приемом.
И хоть зал в «Энергетике» был не совсем полон, вряд ли кто-то из пришедших зрителей усомнился в том, что на сцене перед ним происходит нечто грандиозное и захватывающее.
Несколько стран, у каждой из которых свое видение современной музыки, самые разные направления от классического джаза до дыц-дыц прогрессива, любопытные истории от музыкантов-путешественников – было чем заинтересовать даже самую искушенную публику.
Гастрольно-концертная поездка МузЭнергоТура началась с XV Международного фестиваля честной музыки «МузЭнерго» в подмосковной Дубне и завершилась в тувинском поселке Чадан на XV-м же Международном фестивале живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». А значит, Черемушки значились в дорожном графике артистов почти под занавес.
Потому неудивительно было, что за столь длительное время, проведенное бок о бок в автобусе и на самых разных концертных площадках, не прошло для участников МузТура даром: в «Энергетике» не раз звучали композиции, сочиненные в дороге спонтанно объединившимися музыкантами.
Один из таких экспромтов, принадлежащий швейцарцам из «Lucien Dubuis Trio» и названный ими (о чем сообщалось по-русски) «Страх», изрядно позабавил публику, ибо, как рассказали музыканты, родилась эта музыкальная вещица в момент, когда артисты узнали, что им предстоит преодолеть 18 километров по щебенке где-то под Тюменью.
И вообще, музтуровцы импровизировали вовсю – но исключительно на радость публике. Чего стоил хотя бы сводный оркестр из французского трубача, русского барабанщика, гитаристов из Бог весть каких еще стран, аккомпанирующих старинной русской песне, исполненной дивным девичьим голосом. О том, что это – экспромт чистой воды, говорили перемигивания и прочие знаки, которыми обменивались музыканты на сцене.
А испанец Марк Эхэа с его модернизированной колесной лирой – древним испанским инструментом с современной электронной начинкой – вообще разрушил все рамки привычного видения создания музыки. Он записывал только что сыгранные им фрагменты прямо в процессе выступления и тут же накладывал их на последующие музыкальные фразы. И национальные вещи, и джаз приобретали в его исполнении необыкновенное звучание и глубину.
Этот славный винегрет из таких разных, но одинаково талантливых музыкантов изрядно украсил собой автор, пожалуй, наиболее мелодичных композиций – Сергей Онищенко, который вместе с Ольгой Мельниковой составляет костяк маленького коллектива «Make like a tree». Украинец по национальности, «современный бородач с гитарой и романтичным взором», как описал его один из журналистов, Онищенко пел на английском, благородно объясняя по-русски смысл своих философских музыкальных притч вроде «Love me, love my dog» - в вольном переводе «Люби меня и тараканов в моей голове».
Словом, артисты по-хорошему куражились, импровизировали, хулиганили, создавая прямо на сцене очень живую музыку – не всегда вписывающуюся в привычные нам рамки. Было ясно: это отчаянные ребята. И дело даже не в том, что они решились преодолеть почти семь тысяч километров в автобусе по российским просторам, а в том, что они осмелились пригласить нас, слушателей, на музыкальную кухню, рождая подчас странноватые, но несомненные шедевры. Будь у них чуть-чуть меньше драйва и мастерства, и получилась бы какофония со знаком «минус», а тут был плюс – и какой!
Хочется верить, что Черемушки музтуровцам понравились и что на каком-нибудь концерте они возьмут да и создадут прямо на сцене композицию, посвященную маленькому поселку у подножия Саянских гор. Вот бы услышать.
И - какой же карнавал без горячих бразильцев?! А именно они открыли второе отделение черемушкинского концерта - и придали ему неизъяснимую солнечность.
Вот именно, что:
- В солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие талантливых парней! (с)
Речь о квартете "Lada a Lado" (адаптированный для суровой России состав прекрасного ансамбля "Seis com Casca").
Чем еще прекрасен замысел тура, кроме импровизационности - вообще, стиранием границ. Между залом и сценой, в том числе. Это же самая нормальная вещь - стоять потом с исполнителями на крылечке и, вцепившись с двух сторон в неродной английский, делиться трудновыразимыми впечатлениями...
После такого уже никак нельзя было не приехать на "Саянское кольцо" - болеть "за своих". Плечом к плечу, то бишь
"Lada a Lado".