Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу
«Несмотря на то, - убеждена Дина Кирнарская, - что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители».
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играющий на рояле не сможет сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
В подтверждение своих слов Дина Константиновна приводит лишь некоторые, но весьма показательные примеры. Так, Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене. Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон до сих пор уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
«Посмотрите на успешных людей в любой области, - замечает музыковед, - спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру».
У родителей есть время подумать: до нового набора в ту же Школу искусств поселка (учреждение с весьма высоким рейтингом и отличной репутацией, сами, наверное, не раз в этом убеждались, как зрители) еще далеко. Хотя, скорее всего, так только кажется. Едва-едва вы определитесь с выбором музыкальной стези, как вам тут же представится шанс отдать свое чадо в талантливые и добрые руки преподавателей музыки или вокала, тем самым открыв ему дорогу в удивительный мир, в по-настоящему интересную жизнь.
КИРНАРСКАЯ Дина Константиновна -
российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».
Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей, автор бестселлеров «Классическая музыка для всех» и «Музыкальные способности».
Книга Д.К.Кирнарской «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent» («Истинный музыкант: о способностях, одаренности и таланте») вышла в издательстве Oxford University Press в 2009 году. Руководитель многочисленных семинаров и тренингов для учителей музыки в области психологии музыкального образования. Член Союза композиторов, Союза журналистов, член президиума Российской общенациональной секции ИСМЕ (с 2009).
" Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому..."
Дюк Эллингтон был аристократом ?
Старенькому педагогу:
Следуя вашей логике, давайте запретим неспособным посещать уроки физкультуры! А зачем им заниматься физкультурой, коли способных стать чемпионами - единицы?! Заодно пусть уж и сочинения пишут только весьма и весьма одарённые - в писателях, в самом-то деле, не всем суждено состояться!
Отчего из вашего понимания выпало два важных момента: музыка - это не только исполнение; и понимание "способности" в чём-либо может придти лишь в процессе? А какой тут процесс, если отдельно взятый субъективизм (в вашем лице) на корню пресечёт все попытки быть в процессе?
Помниться, когда-то, знаменитого теперь на весь мир дирижёра Гергиева, лишь с третьей попытки взяли в музыкальную школу! Не ваша ли единомышленница препятствовала?
А потом, как много можно списать на детскую неодарённость своего простого неумения (нежелания) работать?
Коммерция тут не причем.Политика государства - культура не нужна!Но есть один большой плюс, раньше учились избранные, прошедшие вступительные экзамены, а сейчас можно учиться всем желающим.Музыкальные занятия развивают интеллект - это очевидно.
Развели философию! Талантен, не талантен? Ребенок должен заниматься тем, чем ему нравиться заниматься, а задача учителей - не отбить это желание. И только при желании открывается талант.А с ходу ни один педагог не может сказать талантлив ваш ребенок или нет.
Старые педагоги - пример, они не делили:талант, не талант, любимчик ,не любимчик, ну и т.д.
Как композитор композитору - полный бред! Только очень способные дети должны заниматься музыкой ( кстати, так в прежние времена и было, а теперь берут всех - издержки коммерциализации бюджетной сферы). У прочих при их средненьких и слабых музыкальных способностях неизбежно будет развиваться синдром неудачника и его детство превратится в маленькую каторгу. Видимо мадам проректор не знает этого немаловажного принципа педагогики! Ребенок должен заниматься по части дополнительного образования там, где он талантлив и успешен...