Вода, кругом вода, или Что искать на дне водохранилища?
О жутком, но давно минувшем
История гидростроительства в нашей стране берет свое начало с потрясшего весь мир плана ГОЭЛРО. «Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны!», - заявил однажды вождь пролетариата с высокой трибуны. Его услышали и принялись с воодушевлением всю страну «электрифицировать» Это был по-настоящему небывалый размах и действительно масштабные проекты! Благо, «лесов, полей и рек» на огромной территории молодой советской страны хватало всегда. Повернуть эти реки вспять и заставить давать «дешевую» электроэнергию строителям социализма – стало сверхзадачей того времени. Любой ценой!
Лес рубят – щепки летят, истина известная. Я сейчас не о том, как и какими способами высвобождалась для самых первых «строек века», Беломорканала, там, или трассы Абакан – Тайшет рабочая сила… В результате строительства самых первых советских гидроэлектростанций, кое-где рушилась и исчезала вся старая инфраструктура целиком. Она попросту попадала под затопление новыми морями-океанами, образовавшимися в результате возведения плотин.
Можно вспомнить полностью ушедший под воду старинный городок Молога с уникальными церквями и постройками. Он стал символом небрежного отношения к традициям. О переселении жителям объявили осенью 1936 года, эвакуация населения началась в 1937-м, а весной 1941-го на месте городка уже плескалось водохранилище, возникшее после строительства Рыбинской ГЭС, у слияния рек Волги и Мологи. Спустя годы стало известно о неком рапорте некого лейтенанта НКВД Склярова некому начальнику Волгостроя Журину о том, что во время затопления 294 человека приковали себя цепями в попадающих под затопление домах и вместе с дорогим их сердцу городом остались под водой. Жуткая история взбудоражила умы!
Только… оригинала того рапорта никто не видел. О его существовании широкой общественности стало известно лишь в 90-х годах, когда человечество изобрело копировальную технику и заинтересовалось историей политических репрессий в СССР. Говорили, будто документ хранится в архивах одного бывшего политзаключенного, и тот ни за что не расстанется с ценным артефактом. Таким образом, история о массовом самоубийстве почти трех сотен мологчан, конечно, удивительна и трагична. Только слишком уж таинственна. За патетикой любви к малой родине не совсем ясно, кто же такое количество живых людей приковал цепями в старых избах (или как им удалось совершить такое самостоятельно) и куда смотрели в этот момент представители власти. Их ведь за подобное безобразие в те времена и самих могли… того…
Зато достоверно известно, что большинство жителей древнего города благополучно переселились в Рыбинск - городок, расположенный по соседству, который сразу после того, как Молога оказалась на дне водохранилища, стал обладателем вдвое возросшего населения.
Менее известен Корчев Тверской области, чуть раньше, в конце 1920-х годов, оказавшийся на дне Иваньковского водохранилища. Более двух тысяч человек из деревянных купеческих домов вынуждены были переехать в соседний поселок Конаково, который в результате такого «переселения народов» стал городом районного значения. О том, как выглядели ушедшие под воду дома можно увидеть на старинных фоторафиях.
Не правда ли, мало кто из наших современников согласится пожить в таком городке? Разве что свободные блогеры и фотохудожники…
В середине 1950-х годов возникли Капчагайское (Казахстан), Волгоградское, Куйбышевское и другие водохранилища… Наполнения Куйбышевского водохранилища стало, кстати сказать, наиболее «разрушительным» для прежней инфраструктуры. Тогда под водой оказалось 270 населенных пунктов, 17 городов-райцентров, 19 колхозов… Чуть позже города в этом регионе станут «миллионниками» – Волгоград, Самара (бывший Куйбышев), Тольятти… Здесь возникнут крупнейшие промышленные предприятия бывшего СССР.
Вода в Тувинских степях
Сегодня с сожалением говорят и о поселках, попавших в зону затопления Саянским водохранилищем при строительстве СШГЭС. Только… как раз при строительстве СШГЭС-то население пострадало меньше всего. Можно сказать – совсем незначительно. Потому что крупных поселений в тех местах просто-напросто не было. Как известно, чуть меньше половины водяного зеркала Саняского водохранилища находится на территории Тувы, выше плотины, в верховьях Енисея, и приходится на равнинную часть Тувинской котловины. В результате затопления под водой оказалась часть территорий двух тувинских кожуунов: Улуг-Хемпского и Чаа-Хольского. Также пришлось перенести на семь километров тувинский город Шагонар.
Ну, как - город… Тувинцы – народ свободный. В том смысле, что кочевой. Капитальные строения появились здесь только с приходом русских. Известно, что даже сегодня строительство железной дороги Курагино-Кызыл и всяческие археологические раскопки в местах земляных работ не находят одобрения среди коренного населения республики. Здесь живы традиции почитания земли, и ряд последних землетрясений многие связывают именно с небрежным ее использованием. Некоторые тувинцы, с которыми доводилось общаться, уверяют, что, мол, только в степи, только в юрте, установленной под открытым небом, можно как следует выспаться и отдохнуть, а эти ваши русские дома – совершенно непригодны для жизни…
Так вот, не знаю, каким был прекрасный город Шагонар до возникновения в верховьях Енисея водохранилища, только отчего-то у меня лично сложилось мнение, что перенести его на семь километров в сторону труда не составило.
Говорят, правда, что покинуть насиженные места пришлось отшельникам-староверам, обитавшим тут еще со времен церковного раскола 1653-1656 годов (Агафья Лыкова, кстати, является одним из потомков того религиозного сообщества и имеет родственников среди тувинских староверов).
Только достоверными данными о том, как повлияло в 1970-х годах затопление территорий на быт и судьбу этих людей, мы не располагаем. Думается, что они просто ушли подальше в лес от большой воды и ненужной им индустриализации. Благо, что необжитых территорий в здешних местах и по сей день имеется в избытке.
Ниже по течению
Гораздо больше поселков попало в зону затопления ниже по течению Енисея, в так называемой Минусинской котловине. Это были в подавляющем большинстве старинные русские деревни переселенцев из центральной России, осевших здесь в XVIII-XIX столетиях. До революции 1917 года, до Гражданской войны 1920-х, до сплошной коллективизации 1930 годов и до последовавшей вслед за всеми этими напастями Великой Отечественной войны здесь, конечно, существовал свой собственный самобытный уклад жизни. Велось уникальное по своей структуре хозяйство, отличающееся от методов хозяйствования в центральной России того времени, зато вобравшее в себя много полезного от коренных жителей. Сибирские племена и русские переселенцы, как известно, обогащали друг друга новыми идеями и навыками, а заодно и учились терпимости к чужим обычаям и всячески помогали друг другу в суровых условиях Сибири.
Только после коллективизации и массового обнищания русской деревни в военное и послевоенное время деревеньки эти пришли в упадок. Так что, как бы ни сокрушались сегодня жители тех прежних поселков и деревень, – большого урона разлив Енисея при строительстве СШГЭС им не нанес. Время тогда началось веселое – период «развитого социализма». Да и место для строительства крупнейшей в мире гидроэлектростанции подобрали удачно – малозаселенные территории были готовы для любых преобразований нетронутого ландшафта, в отличие от густозаселенного Поволжья, Ставрополья и центральных областей России. Можно как угодно относиться к размаху и авантюризму советского правительства того времени, только развитию народного хозяйства внимание уделялось серьезное, а средств на эти цели не жалели. Всех жителей, попадающих под затопление, переселили в новое комфортабельное по тем временам жилье. Поселок гидростроителей Черемушки, получивший свой статус в 1974 году, и новенький Саяногорск (ставший городом в 1975-м) ждали новых горожан и были одинаково рады рабочим рукам, как из других регионов, так и из близлежащих деревень.
Заодно разрослись благодаря расселению жителей попадающих под затопление поселков и уже существующие здесь города - Минусинск, Черногорск и Абакан.
Не так давно, кстати, жители одного из затопленных поселений установили крест на Енисее, неподалеку от того места, где ушла под воду их деревенька. Собрали деньги, заказали монумент и организуют теперь ежегодные поездки на место своей утраченной родины. Красивая традиция, я считаю. И, может быть, не стоит придавать ей слишком уж трагическое звучание.
Что касается поселков, то многие из них под воду так и не ушли. Просто разрушились, покинутые людьми. На одну из таких брошенных деревенек на берегу Красноярского водохранилища мы однажды наткнулись совершенно случайно близ села Лугавское – останки брошенных домов, рухнувшие заборы в красивейших местах у Енисея, кое-где даже занятых дачниками, семьями, приезжающими сюда на джипах и обустраивающими уютные уголки для отдыха без участия всяческих БТИ и работников земельных кадастров. Как говорится, места знать надо…
Знаю заброшенную рыболовецкую деревеньку Быструю на правом берегу водохранилища, прижатую горами к воде, где так приятно отдохнуть вдали от цивилизации…
А Потрошиловский пляж, куда вода подступила вплотную к самому сосновому бору, что за прелесть! Бывали там?.. Кстати, одна из деревень, располагавшихся в тех местах, называлась Потрошилово. Что там потрошили – рыбу или забитый скот – не помнит теперь никто. Доподлинно неизвестно, из-за большой воды исчезла деревенька или попросту покинули ее жители – потомки енисейских казаков, пришедших сюда в давние времена и раскулаченных в годы коллективизации.
Одним словом, наши водохранилища, Саянское и Красноярское, мне кажется, вреда-то особого людям не нанесли. Зато «раскинулось море широко»... Единственное, что можно найти здесь сегодня, - пучину енисейских вод, водовороты и омуты, образованные земной неровностью.
Татьяна КОРНЕВА
Вове яГостю - в знак протеста откажитесь от электричества.
Изменение уровня воды в Енисее могут быть вызваны РЯДОМ причин, одна из которых вообще на поверхности! Поскольку Енисей давно НЕ естественно регулируемая река, постольку изменения уровня воды в ней могут быть вызваны изменениями режима работы ГЭС - элементарно же!
Чтобы делать какие-то выводы не по системе "бабкинысказкидедкиныподсказки" надо проводить исследования. Многолетние! И общественности надо бухтеть как раз по поводу малости таких исследований, а не по факту строительства ГЭС! Их же теперь всё-равно не уберёшь!
А что - транспортное сообщение с Тувой прекратилось, что ли? А потом - продукты "деятельности" пароходства куда спускались? Не знаете, много ли спасиб за это сказали рыбы Енисея?
Вы не упомянули о прекращении судоходства Кызыл-Усть-Абакан, и далее. В Туву везли стройматериалы, машины, сельхозпродукты. Из Тувы отличнейший уголь. Вы так же не упомянули о возникновении очагов сильных землетрясений. Раньше все скрывали, но сейчас вынуждены признать этот факт. Землетрясения вызывают не только повреждения зданий, но и создает трещины в дне морей. Участившиеся обмеления Енисея-подтверждение тому.